Куда пойдет Молдавия?

В минувшее воскресенье центральная площадь молдавской столицы стала местом многотысячного митинга протеста. Самого массового за все время существования независимого государства. По утверждению организаторов, на улицы Кишинева вышли около 100 тысяч человек, которые тем самым выразили свое недовольство политикой нынешних молдавских властей.

Куда пойдет Молдавия?  | ФОТО PromesaArtStudio/shutterstock.com

ФОТО PromesaArtStudio/shutterstock.com

Глядя на телевизионную картинку событий в Кишиневе, невольно на память приходили кадры, которые мы все наблюдали на «майдане незалежности» в Киеве два с половиной года назад. Та же пестрота флагов, где преобладают стяги отечества и Евросоюза, правда, ныне сильно разбавленные румынскими полотнищами, та же сцена с горластыми ораторами, те же палатки.

Впрочем, это внешняя схожесть. На самом деле украинский и молдавский «майданы» хотя и имеют сходные причины – продажность и коррупционность действующей и там и там власти, – но, похоже, у них разные, по сути, движущие силы.

Молдавия сегодня – самый лучший претендент на приобретение собственного «майдана». В стране нет работы, поэтому почти половина работоспособного населения уехала на заработки за границу. Подписание Кишиневом соглашения об ассоциации с Евросоюзом автоматически привело к отрыву от российского рынка и многомиллионным потерям, прежде всего молдавского сельхозпроизводителя.

Существенная финансовая помощь со стороны Евросоюза и Всемирного банка закончилась после того, как весной из трех молдавских банков бесследно исчез 1 млрд долларов из финансовых субсидий, адресованных мировым сообществом Молдавии. Попытка спасти пострадавшую банковскую систему страны путем включения властями печатного денежного станка привела к тому, что местная валюта обвалилась почти на 20%, а инфляция выросла до 8%. Не прибавило популярности режиму и решение его конституционного суда, признавшего государственным языком страны не молдавский, а румынский. Поэтому появление в центре столицы многотысячной манифестации, выступающей против нынешней власти, – вполне объективный и закономерный итог провалов официального Кишинева.

Но при всем при этом очень важно, какие политические силы вывели горожан на митинг протеста и что они хотят получить, как говорится, в «сухом остатке». Во всей нынешней буче есть два зачинщика, до сих пор мало известных у нас в России, да и в Молдавии.

Первый из них – объединение «Гражданская платформа «Достоинство и правда» (молдавское сокращение – DA). Оно появилось на свет в феврале нынешнего года, когда инициативная группа экспертов, политологов, бывших депутатов и прежних госчиновников, а также журналистов и юристов решила плотно заняться политикой и, как они пишут в своем манифесте, поставила задачу «освободить страну из плена коррумпированной олигархии».

Второй – партия «Наш дом – Молдова» (НДМ), более известная под неофициальным названием «Красный блок». Ее лидер Григорий Петренко был в свое время депутатом от Партии коммунистов, потом с ними разругался и создал свою левую организацию, которая в стране известна активными политакциями, но небольшой электоральной поддержкой.

Хотя DA и позиционирует себя как движение без лидера, у него есть нынешнее «телевизионное лицо»: молодой адвокат Андрей Нэстасе и потенциальный будущий вожак – экс-министр образования Майя Санду, воспитанница Гарвардского университета и бывший советник исполнительного директора Всемирного банка.

Если прочитать требования молдавских «бузотеров», то можно удивиться их радикализму. В петиции, которую им удалось передать премьеру Молдавии по итогам митинга, они требуют отставки президента страны, правительства, а также генпрокурора и главы нацбанка. Также протестующие хотят наказать лидеров нынешней правящей коалиции «Альянс за Европейскую интеграцию», ответственных, по их мнению, за «кражу века». Среди кандидатов на наказание и крупнейший молдавский олигарх Владимир Плахотнюк, которого демонстранты считают реальным правителем страны.

Власти уже заявили о готовности идти на компромиссы. Другое дело, что нынешний премьер страны господин Стрелец клятвенно пообещал, что правительство будет создавать все необходимые предпосылки для вступления страны в ЕС, оно будет углублять стратегическое сотрудничество с США, а также развивать отношения с МВФ и НАТО, правда, ради «укрепления статуса нейтралитета».

Примечательно, что именно такие стратегические цели ставят перед собой и лидеры кишиневского «майдана». Очень похоже, что нынешняя революционная ситуация вовсе не показатель изменения курса страны, что мы видели на киевском «майдане», а простая попытка тех же либеральных сил внутри Молдавии по перезагрузке ее европейской интеграции.

Проевропейские силы, которые находились у власти на протяжении шести лет, полностью дискредитировали себя, новые либералы хотят подхватить упавшее знамя и продолжить тот же курс развития страны. Кроме того, происходящее в Молдавии – это показатель борьбы различных политических сил по перехвату народного недовольства, возникшего в результате тяжелой экономической ситуации в республике.

Интересно, что акцию поддержал лидер оппозиционной левой Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон. Он заявил буквально следующее: «У нас другое видение будущего страны, нежели у организаторов платформы DA, мы против вступления в НАТО и интеграции в Европейский союз, мы против объединения с Румынией. Но исход битвы политических взглядов должен решаться на досрочных парламентских выборах. Сейчас, до выборов, мы разделяем одни и те же тактические идеи».

В трудном положении оказались западные друзья Молдавии. В начале августа генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд в своей статье резко критиковал нынешнее руководство страны за то, что оно не борется с коррупцией, слабо проводит экономические реформы и идет на поводу у олигархов. Он предупреждал официальный Кишинев о возможном обострении ситуации. Молдавские власти к предупреждению западных кураторов не прислушались.

Сегодня Брюссель, возможно, и хотел бы поменять проворовавшихся либералов во власти на новых, незапятнанных, митингующих в центре Кишинева. Однако проблема состоит в том, что легитимно сделать это можно лишь на досрочных парламентских выборах, итог которых, по многим социсследованиям, будет не в пользу новых либеральных сил. Скорее всего, к власти придет прорусски настроенная левая оппозиция, что по понятным причинам ни Вашингтон, ни Брюссель не устраивает.

Сегодня со всей очевидностью сказать, чем закончится кишиневский «майдан», сложно, но ясно, что в ближайшее время Молдавия может превратиться в новую горячую точку в Европе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (5540) от 09.09.2015.


Комментарии