Кубинский вираж Вашингтона

Итак, в налаживаемых с конца минувшего года отношениях США и Кубы сделан принципиальный шаг вперед: 1 июля американский президент Барак Обама заявил о достигнутом соглашении, предусматривающем открытие посольств в Вашингтоне и Гаване. Каковы же дальнейшие перспективы развития американо-кубинских связей? Каким образом могут они повлиять на нашу страну? Об этом сегодня активно дискутируют политологи по обе стороны Атлантики.

Кубинский вираж Вашингтона | ФОТО Alejandro Ernesto/epa

ФОТО Alejandro Ernesto/epa

Профессор Американского университета в Вашингтоне Уильям Леогранде называет решение об открытии посольств историческим событием. «Это открывает возможности для лучшей коммуникации между двумя правительствами и способствует улучшению отношений по другим вопросам. Куба и США имеют дипломатические представительства в обеих столицах с 1977 года, когда президент Джимми Картер и Фидель Кастро открыли в Вашингтоне и Гаване «Секции интересов» – дипломатические миссии при посольстве Швейцарии. Эти миссии выполняли важные функции, но они были ограничены в своих действиях, потому что это не полноценные посольства. Сейчас эти ограничения будут сняты», – говорит он.

Но на вопрос о перспективах отмены американского экономического эмбарго против Кубы профессор отвечает скептически, напоминая о том, что в обеих палатах конгресса США, который призван решать этот вопрос, сегодня главенствуют республиканцы. «Республиканцы говорят о том, что Обама слишком слаб во внешней политике и с Сирией, и с Украиной, и с Ираном, и с Кубой, – констатирует Леогранди. – Республиканские лидеры в конгрессе не допустят того, чтобы внешняя политика Обамы привела к успеху во время его правления. Отмена эмбарго или отмена запрета на туристическое посещение Кубы должны дождаться нового конгресса».

А известный американский журналист Джеймс Петраса и вовсе видит в действиях администрации США по отношению к Кубе лишь своего рода политическое коварство. «Вашингтон не смог свергнуть правительство Кубы и решил восстановить дипломатические отношения, чтобы влиять на граждан Кубы, а через этот механизм – и на власть страны», – говорит он. Петраса уверен, что ранее власти США не могли проникать внутрь Кубы и дестабилизировать ситуацию. «В других странах, таких, к примеру, как Эквадор, реакционные круги США имеют много партнеров: капиталистов, мэров, – утверждает журналист. – Они используют демонстрации для дестабилизации правительств этих стран. В Гондурасе США организовали государственный переворот. В Венесуэле США прибегают к шантажу, уличному насилию, давлению на избирателей. Они хотят свергнуть правительства стран, вставших на путь самостоятельности, и вернуться к «старым добрым временам» грабежа и доведения народов Латинской Америки до нищеты».

Петрасе буквально вторит преподаватель факультета международных отношений Колумбийского университета Дэниел Шоу: «Быть может, изменилась тактика, но стратегия осталась прежней. Не исключено, что она стала чем-то вроде троянского коня: более мягкая внешняя политика по отношению к Кубе проводится, чтобы ввести в заблуждение. Но намерения свергнуть существующий кубинский режим в ходе контрреволюции остаются неизменными на протяжении последних 50 лет. Американский конгресс до сих пор не прокомментировал, что собирается делать с экономической блокадой, которая за последние десятилетия нанесла кубинской экономике ущерб в триллионы долларов. США снова хотят колонизировать Кубу, вернуть стране статус, в котором она пребывала до 1959 года. Они стремятся превратить ее в подобие Доминиканской Республики, Гаити и других стран Карибского бассейна, то есть в неоколонию. Но кубинский народ противостоит этому и не собирается уступать гегемонистским планам США».

Одной из самых важных причин налаживания отношений США и Кубы вице-президент вашингтонского политологического центра «Евразия» Эрл Расмуссен называет сближение Кубы с Россией. «Куба находится всего в 150 километрах от американского штата Флорида. И одна из тех вещей, которых США определенно не хотят, – это российское военное присутствие на Кубе», – заключает этот политолог.

Тем же мотивом – стремлением уменьшить зависимость Кубы от России и в целом влияние России в странах Латинской Америки – объясняет политический вираж со стороны Вашингтона, заявившего о восстановлении дипломатических отношений с Гаваной, руководитель Центра международной безопасности РАН академик Алексей Арбатов. По его словам, нынешние шаги США были прогнозируемы и ожидались еще шесть лет назад. «Один из первых шагов, которые Обама должен был сделать, – это налаживание отношений с бывшими заклятыми врагами, осуществление прорыва в той ситуации, когда не только Куба, но и ряд других стран Латинской Америки выступают против США, объединяют свои усилия», – считает Арбатов. Однако сближение не произошло раньше «прежде всего потому, что огромное влияние имеет кубинское лобби», считает эксперт. «Эти группировки кубинских мигрантов были очень серьезным фактором, с которым Обама вынужден был считаться.

«Но лучше поздно, чем никогда. Другие его партнеры, такие как Россия, превратились в противников, и Обама лихорадочно ищет, где бы совершить прорыв еще, чтобы своих прежних противников превратить в союзников», – заявил академик.

Предельно откровенно объясняет интересы США на Кубе бывший помощник заместителя министра обороны США Кэтлин Макфарланд: «Братья Кастро стары, и рано или поздно они умрут. И когда они умрут, будет новый режим, новое правительство и, вероятно, новые возможности. И та мощная держава, которая первой начнет участвовать в экономическом развитии Кубы и налаживать с ней торговые отношения, получит наибольшие возможности и помощь и будет играть самую значимую роль в развитии страны. Каково нам будет, если на Кубе будет огромный порт, в котором будут стоять китайские или российские военные корабли? Помните Карибский кризис? Помните все те моменты, когда нас беспокоило иностранное военное присутствие непосредственно у наших границ? Вот это как раз один из них».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (5502) от 17.07.2015.


Комментарии