Куба после Кастро

Кончина многолетнего лидера кубинской революции Фиделя Кастро вызвала глубокую скорбь миллионов кубинцев и его поклонников во всем мире, а также нескрываемую радость противников и врагов команданте. Сейчас первые, во многом эмоциональные оценки деятельности руководителя острова Свободы уходят на второй план, и мир начинает размышлять, что будет с Кубой дальше, сохранится ли наследие Фиделя Кастро в будущем или подвергнется ревизии.

Куба после Кастро | Иллюстрация Aquir/shutterstock.com

Иллюстрация Aquir/shutterstock.com

Российские эксперты - с некоторыми, правда, нюансами - сходятся во мнении, что в ближайшие 15 - 20 лет, несмотря на начавшуюся либерализацию в экономике и демократизацию в политике, резких изменений на острове не произойдет.

Так, известный специалист по истории стран Латинской Америки профессор МГУ Владимир Бородаев считает, что Фидель Кастро еще в середине 1980-х годов заложил основы новой политико-экономической системы страны. «Для Кастро было очевидно, что Горбачев развалит страну, поэтому после возвращения из Москвы в 1986 году он начал готовить новую базу. Он запустил реформу политической системы - стал привлекать в партию «молодых прагматиков» 35 - 55 лет. Это дело продолжил его брат Рауль. Когда он стал во главе страны, то ввел в среднее и высшее звено власти тех, кто прошел через интернациональные миссии, например, воевал в Анголе. Пока поколение интернационалистов в силе, в стране ничего не шелохнется. Это как у нас - пока было поколение тех, кто прошел Великую Отечественную войну, все было в порядке», - подытожил профессор.

Говоря о современной экономической политике Кубы, Бородаев сравнивает ее со своеобразным нэпом, но не китайского образца, где члены политбюро являются миллиардерами, а вьетнамского, где крупный бизнес действует под жестким контролем государства. А жесткий контроль - это не воруй, не бери взяток, отдавай процент государству, и ты будешь получать свои доходы.

Заместитель директора института Латинской Америки РАН Николай Калашников отмечает, что изменения на Кубе будут происходить и дальше. По его мнению, нынешний лидер страны Рауль Кастро делает акцент в своей политике на постепенное привлечение в экономику иностранного капитала и поощрение участия частного предпринимательства в хозяйственной жизни. Сегодня на Кубе работает огромное количество совместных предприятий, ведется активное сотрудничество с Китаем, странами Евросоюза, соседней Венесуэлой.

Оба специалиста уверены, что цель нынешнего руководства - сохранить на острове социализм с кубинской спецификой.

А вот независимый эксперт сотрудник РАН Александр Сафонов полагает, что сегодняшний переходный курс, исповедуемый братом Фиделя, может подвергнуться ревизии на следующих выборах, которые ожидаются в 2018 году. По мнению эксперта, фигура Рауля Кастро, который представляет собой гарантию сохранения заветов Фиделя, - временная. Тем более что он уже официально заявил, что участвовать в предстоящих выборах не собирается. Сафонов не исключает, что на Кубе может разгореться борьба за власть, в которой будут участвовать и кубинские эмигранты. При этом, считает Сафонов, необходимо учитывать не только внутреннюю обстановку, но и внешние факторы, прежде всего приход к власти Дональда Трампа, не очень-то согласного с политикой сближения Кубы и США, проводимой предыдущей американской администрацией Барака Обамы.

Кстати, один из ведущих американских аналитиков Хоакин Рой в газете El Nuevo Herald высказал мысль, что перед новым президентом США сейчас стоит дилемма. Если он начнет выставлять Раулю Кастро жесткие требования, перечеркивающие важные уступки Обамы, то рискует получить аналогичный ответ, который поставит под угрозу стабильность региона. Если же Трамп будет вести себя сдержанно, то тем самым нарушит свои предвыборные обещания. В любом случае Рауль может оказаться победителем, считает эксперт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5853) от 16.12.2016.


Комментарии