Китай строит, Россия охраняет

22 декабря прошлого года в Никарагуа стартовала прокладка Большого межокеанского канала (БМК), призванного соединить Атлантику с Тихим океаном. Одни аналитики называют будущую водную магистраль подспорьем перегруженному до предела Панамскому каналу, другие склонны называть БМК откровенным конкурентом этому столетнему ветерану. Так или иначе, но ясно одно: новый канал значительно изменит существующие торгово-экономические маршруты. Более того, он внесет коррективы в геополитический расклад сил на мировой арене. И потому у этого стратегического проекта еще несколько лет назад появились многочисленные сторонники и противники.

Китай строит, Россия охраняет | ФОТО сайта: www.rus-gazeta.ru

ФОТО сайта: www.rus-gazeta.ru

К числу первых эксперты твердо относят КНР: ведь строительство канала осуществляет китайская компания Nicaragua Canal Development Investment (NCDI). «Для Китая проект является стратегическим: Пекину нужны венесуэльская нефть и другие сырьевые товары из латиноамериканских стран», – отмечает аналитик Антон Крылов.

«В планах строительства БМК существует немало конфиденциальных тем, как в любых крупномасштабных бизнес-проектах, – констатирует российский писатель Нил Никандров, работающий в Венесуэле. – Разобраться в этих хитросплетениях нелегко самым искушенным сторонним аналитикам. Важным участником региональной поддержки БМК является Венесуэла, которая наращивает объем нефтепоставок в Китай. Рафаэль Рамирес, министр энергетики Венесуэлы, время от времени выступает с политкорректными заявлениями по поводу сохранения объема экспорта нефти в США, но попутно из уст венесуэльца звучат и беспокоящие Вашингтон заявления: «Мы продаем нефть Китаю, так как он является второй крупнейшей экономикой в мире, а вскоре выйдет на первое место. В то время когда США и Европа переживают кризисные времена, экономика Китая продолжает расти». Слова Рамиреса нефтяные эксперты интерпретируют так: Китай со временем станет основным импортером венесуэльской нефти».

Экономическую подоплеку американского противодействия проекту выделяет кандидат исторических наук ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Наиля Яковлева. «Во-первых, – говорит она на портале «Перспективы», – с самого начала Вашингтон остался не у дел, и мощные американские строительные компании практически не имеют шансов участвовать в проекте и получать многомиллиардные подряды. Данное обстоятельство резко контрастирует с той доминирующей ролью, которую США играли в сооружении и эксплуатации Панамского канала. Во-вторых, строительство БМК позволит Венесуэле переориентировать значительную часть своего нефтяного экспорта с американского рынка на азиатские, что может отрицательно сказаться на экономике США. В-третьих, неизбежно произойдет эскалация экспортной экспансии Китая и других азиатских «тигров» на латиноамериканские рынки. По существу, успешная реализация никарагуанского мегапроекта жестко зафиксирует факт ослабления роли Вашингтона в Латинской Америке и ознаменует выход на экономическую и политическую авансцену в этом районе мира других глобальных игроков».

«Никарагуанский канал будет способствовать активизации торгово-экономических связей стран Латинской Америки и группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), – говорит Нил Никандров. – Реализация никарагуанского мегапроекта станет еще одним подтверждением того, что позиции Вашингтона в Латинской Америке ослабевают, что в регион неудержимо проникают другие державы, конкуренция которых нейтрализует гегемонистские претензии США. И происходит это не где-нибудь, а на территориях, которые прежде считались «задним двором» империи.

Надо понимать, что в строительстве БМК заинтересована и наша страна, выразившая намерение оказывать этому проекту военно-политическую поддержку. В этой связи власти Никарагуа в прошлом году заключили с Россией специальное соглашение, разрешив нашим боевым кораблям и самолетам осуществлять патрулирование у берегов страны в Тихом океане и Карибском море в первой половине 2015 года».

«Суть договора заключается в том, что корабли и личный состав после похода или несения боевого дежурства могут отдохнуть, сойдя на берег, пополнить запасы пресной воды, продовольствия, – комментирует этот документ президент международного центра геополитического анализа Леонид Ивашов. – Конечно, это не военное базирование, но плюс в том, что корабли будут заходить без особого таможенного досмотра, будет только пограничный контроль. Упрощенный порядок подразумевает, что дружественный порт берет на себя обязательства поставок воды, продовольствия и т. д. на дружественных началах без всяких накруток».

«Существует тройственная договоренность между Китаем, Россией и Никарагуа. Китай берет на себя основную долю работ по строительству канала, – продолжает этот эксперт, – Никарагуа предоставляет свою территорию, а Россия взяла на себя функцию охраны и обороны от всякого рода посягательств, террористических актов, попыток саботажа и т. д. С этой целью там наши корабли и будут присутствовать – и, я так полагаю, не только корабли».

«Для России новый канал не более чем альтернативный путь из Тихого океана в Атлантический. Однако есть и политический аспект проекта, – подчеркивает Антон Крылов. – Россия должна поддержать Никарагуа в этом строительстве. Кремлю следует подтвердить свою приверженность многополярному миру, в котором нет места монополизму и двойным стандартам. Никарагуа – независимое государство, которое имеет право осуществлять на своей территории любые экономические проекты с привлечением инвесторов из любых других стран мира. Подставьте на место Никарагуа Украину или Грузию – и Джен Псаки немедленно подпишется под этой фразой».

Действия посольства США в Никарагуа Крылов сравнивает с практикой «сомалийских пиратов, мешавших нормальной работе Суэцкого канала». Мировому сообществу, по мнению этого аналитика, необходимо консолидироваться, чтобы получить путь между двумя океанами, не зависящий от прихотей Вашингтона.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5388) от 30.01.2015.


Комментарии