Халифат построить не успели

При упоминании об исламских экстремистах мы обычно представляем себе суровых мужчин с огромными черными бородами, автоматами Калашникова в руках и безумным блеском в глазах. Жизнь, однако, куда более сложна и многогранна.

Вот перед нами – абсолютно безбородый сравнительно молодой человек с хорошим добрым лицом и не менее хорошей фамилией Иванов. А нас компетентные органы уверяют, что это ни много

ни мало глава региональной структуры запрещенной в России организации «Партия исламского возрождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», в дальнейшем просто «ХТ»). Правая же его рука – мужчина хоть и бородатый, но с не вызывающей сомнений фамилией Яблоков. Как же эти внешне вполне нормальные люди дошли до жизни такой?

Халифат построить не успели | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Неверным – джихад

Отдельные представители вышеупомянутой организации попадали в поле зрения питерского УФСБ еще в 2006 году. Но тогда четко выраженной региональной структуры в северной столице создано еще не было, и потому в профилактических мерах они не нуждались. Достаточно было наблюдать за ними со стороны. Однако с 2012-го «ХТ» начала активные действия около Соборной мечети – митинги, пикетирования, расклеивание листовок. Все – в защиту «чистого ислама», который от обычного, «нечистого», отличался большим радикализмом.

Лидеры организации попытались даже обратить в свою веру тогдашнего муфтия Жафяра Пончаева, но он с ними ничего общего иметь не захотел. Начались разговоры о его физическом устранении, но их удалось пресечь... В знак протеста члены «ХТ» встали у станции метро «Горьковская» с плакатами, призывающими мусульман к активным действиям. Стало ясно, что простые разговоры о «чистом исламе» переходят в новое качество. С этого момента сотрудники ФСБ и центра «Э» занялись «ХТ» уже вплотную.

Оказалось, что она представляет собой жестко централизованную структуру, штаб-квартира которой сначала находилась в Ливане, а сейчас – в Турции. Возглавляет «ХТ» некий амир Ата Абу Рашта, местоположение которого тщательно скрывается. Деятельность организации ведется по четким инструкциям, хорошо разработанным как в идеологическом, так и в техническом аспектах.

Идеология – господство ислама как единственно верного учения и постепенное устранение всех его противников. Достигнуть этого предполагается в три этапа. Первый – тайное воспитание «избранных» людей, формирование надежной команды. Второй – открытое обращение к широкому кругу лиц, в том числе к «сильным» (представителям силовых структур, армии, муфтиям соборной мечети и т. д.). Судя по всему, тогда, в 2012-м, питерские представители «ХТ» как раз к этому и приступали. Третьим же этапом должны были стать захват власти в регионе и создание всемирного халифата, подразумевающего власть мусульман (разумеется, только «чистых») над всей Землей.

Вербовка сторонников представляла собой весьма изощренную психологическую игру, несомненно, основанную на «научных» технологиях. При выходе на широкие массы – никаких упоминаний о конкретной организации и ее связях с каким-либо зарубежным центром. Только правильные слова о защите Корана и верности законам шариата, которую должен блюсти истинный мусульманин. Дальше – о распространении этих ценностей, что есть священный долг всех детей Аллаха. А это, само собой, борьба с неверными, джихад. Враги – любые иноверцы, в том числе и «неправильные», с их точки зрения, мусульмане. Цель – создание всемирного халифата – оправдывает любые средства...

В процессе вербовки шла постоянная фильтрация: одни «по слабости» отсеивались, другие отбывали на малую родину, в регионы (многих там потом арестуют и осудят). Последнее обстоятельство привело руководителей «ХТ» к выводу, что на «иногородних» тратить время не надо. Ставку следует делать на коренных жителей региона. Так сформировался костяк питерского отделения «ХТ», во главе которого стояла группа из шести человек. Среди них, уверено следствие, и были Роман Иванов и Сергей Яблоков.

Бунт по команде «режиссера»

Иванов, казалось, был человеком совершенно безобидным. Отец двоих детей, ранее не судимый и ни в каком криминале не замеченный. Семья сначала жила в Пскове, потом перебралась в Петербург, где Иванов работал на стройке. Там он познакомился с мусульманами, заинтересовался их учением. Внешне все выглядело привлекательно: люди не курят, не пьют, исповедуют семейные ценности... В конце концов Иванов принял ислам (сагитировал и свою жену, иначе ему бы пришлось от нее отказаться) и... оказался очень способным проповедником, быстро продвинувшимся по «служебной лестнице». В конце своей карьеры он достиг звания накиба – руководителя отделения «ХТ» по Петербургу и Ленинградской области.

Его ближайший сподручный Яблоков тоже раньше никакого отношения к исламу не имел. Закончил с отличием военный вуз в Питере, служил на Дальнем Востоке, разочаровался в армии, уволился и, вернувшись на невские берега, работал сантехником. Познакомился с Ивановым и... стал таким убежденным мусульманином, что обратил в свою веру всю семью, включая родителей.

С 2011 года «русские мусульмане», выполняя инструкции из московского центра, провели несколько конференций агитационно-пропагандистского характера. Все мероприятия внешне должны были выглядеть невинно, ибо приурочивались к каким-либо мусульманским праздникам. Снимали помещение кафе, собирали человек 150 якобы поговорить о мусульманских ценностях.

На самом же деле в этом узком кругу вещи уже называли своими именами. Говорилось о том, как мусульман во всем мире притесняют и унижают. В подтверждение приводились цитаты из книг «авторитетных проповедников» и кадры леденящих душу фильмов. Вывод был один: только халифат может спасти детей Аллаха от мирового врага, ну и, конечно же, смерть всех неверных...

Все это потом многократно повторялось и разбиралось «по косточкам» на последующих регулярных занятиях. Знатоки человеческих душ (особенно восточного менталитета) играли на самолюбии людей, предоставляя им возможность «социального лифта»: от зиарата (потенциального ученика) человек двигался к дарису (ученику), а от него к мушрифу (учителю). Так изначально бесформенная человеческая масса структурировалась. Формировался послушный материал, который, по замыслу забиваемой в мозги людей программы, был готов выполнить любой приказ.

В сентябре 2013-го прошли акции «ХТ» по всей России. Проводились они по одной и той же схеме и под одними лозунгами. За всем этим безошибочно угадывалась рука опытного «режиссера».

А 23 июня 2014 года на даче Яблокова в поселке Горелово состоялось то «историческое» совещание верхушки питерского отделения «ХТ», после которого сотрудники ФСБ провели масштабную акцию по ликвидации данной структуры.

Террористы, но... мирные?

В активе у чекистов к тому времени уже была огромная, скрупулезная работа по сбору доказательств преступной деятельности Иванова и компании. Особая сложность, признают оперативники, заключалась в том, что с некоторого времени организация ушла в глухое подполье. При этом (несомненно, четко выполняя инструкции сверху) действовала чрезвычайно грамотно. В телефонных разговорах ее члены пользовались только «эзоповым языком», при общении через Интернет применяли программы шифрования, при встречах отключали мобильники, использовали специальную аппаратуру, выявляющую видеокамеры и прослушку.

Тем не менее контроль над ними велся непрерывный. Полученный материал, однако, требовал четкой юридической квалификации. Для того чтобы привязать деятельность группы к ст. 205.5 УК РФ («организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»), понадобилось заключение экспертов, которых на невских берегах просто не было. Такие люди нашлись в других регионах, и задача, которую перед ними поставили, оказалась исключительно сложна.

В самом деле, можно ли назвать террористами тех, кто пока лишь «говорит слова»? Да, среди этих слов есть так называемый оборонительный джихад – это когда мусульманин обязан взяться за оружие, защищая свою веру. То, что данную «оборону» можно трактовать расширительно (что и делают террористы всего мира), – это уже другой вопрос. В действительности многие ученики Иванова участвовали в боевых операциях на Ближнем Востоке, но... под флагами других, идеологически близких террористических группировок. Правда, вернувшись, снова возвращались в структуру «ХТ».

Однако в последний период боевиков из «ХТ» не исключали. Что это значило? Специалисты сошлись в одном: организация готовится к активным действиям уже у себя на родине. Что и подтвердила та самая встреча в Горелове.

Наутро после нее питерскими чекистами совместно с центром «Э» было проведено 26 обысков. На Литейный, 4, доставили около 40 человек, из них 6 были задержаны. Работать с ними следствию оказалось непросто. Эти люди ощущали себя героями, страдающими за дело Аллаха. Поначалу они отказывались давать показания, а если и признавали принадлежность к «ХТ», то уж террористами никак себя не считали. В строгом соответствии с полученной сверху инструкцией (которую чекисты тоже изъяли), были готовы к любым гадостям со стороны следствия – жестокости, лжи, блефу, угрозам и шантажу.

Следователи, однако, им таких козырей против себя не дали. «Давили» подозреваемых лишь исключительной вежливостью и обезоруживающей информированностью. На то, чтобы добиться признательных показаний, ушли многие месяцы. Иванов заговорил через полгода, Яблоков – через год. Зато тот и другой заключили досудебные соглашения, и их дела рассматриваются судом в особом (ускоренном) порядке.

За это время двое их подельников (тоже облегчившие свою участь досудебными соглашениями) уже были осуждены и получили по 5 лет реального срока. Еще трое были задержаны в прошлом году. Они и еще двое оставшихся от первой шестерки – до сих пор под следствием. Все они на первый взгляд вполне мирные люди: студент, менеджер, тренер... Но они готовы были броситься в бой и вести за собой на смерть других людей. И губить невинных – так, как это произошло совсем недавно в Париже и Брюсселе.

Теперь у них такой возможности больше не будет. Структура «ХТ» на невских берегах закрыта. Будем надеяться, что навсегда.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5673) от 01.04.2016.


Комментарии