Катастрофа или прорыв?

Вся предыдущая неделя прошла под знаком неоднозначного решения американского президента признать священный город Иерусалим столицей Израиля. Этот шаг главы Белого дома вызвал бурю эмоций по всему миру. В подавляющем отношении негативных для Дональда Трампа.

 Катастрофа или прорыв? | Иллюстрация Sean-Pavore/shutterstock.com

Иллюстрация Sean-Pavore/shutterstock.com

Если попытаться определить это отношение в процентах, то оно близко к 1 против 99, естественно, в пользу осуждения намерения Трампа. Только премьер-министр Израиля по понятным причинам поблагодарил американского президента за «отважное и справедливое решение», да глава НАТО мягко подыграл Дональду Трампу, заявив, что США «вправе принимать подобные решения».

Вся другая мировая реакция была крайне негативной. Неудивительно, что на этот раз против такого поступка единогласно выступил весь арабский мир и даже лучший друг и долгие годы надежный проводник линии США на Ближнем Востоке - Саудовская Аравия. Естественно, что это намерение довело до белого каления президента Турции Эрдогана, пообещавшего разорвать дипломатические отношения с Вашингтоном. Вполне объяснима и негативная реакция ООН и ее генсека Антониу Гутерреша, много сделавших для проведения переговоров между израильтянами и палестинцами по налаживанию диалога, в том числе и по статусу Иерусалима.

И даже верные и надежные европейские друзья, почти всегда строго следовавшие в фарватере американской внешней политики - Великобритания, Германия и Франция, причем устами своих лидеров, Терезы Мэй, Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона, высказали серьезную озабоченность (читай, несогласие) в связи с решением Дональда Трампа. Москва также выразила беспокойство и отметила, что решение американского президента не пойдет на пользу разрешению палестино-израильского конфликта.

Следует напомнить, что правовой статус Иерусалима является одним из наиболее сложных вопросов арабо-израильского конфликта. И палестинцы, и израильтяне считают город своей столицей. Согласно резолюции Совета Безопасности ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, призывавшей к созданию в регионе еврейского и арабского государств, Иерусалим должен был находиться под международным управлением. Однако после первой арабо-израильской войны 1948 года западная часть города была оккупирована Израилем, туда были перенесены основные органы власти.

После шестидневной войны 1967 года восточная часть Иерусалима также оказалась под контролем Израиля. В 1980 году в еврейском государстве был принят закон об Иерусалиме, объявивший его «единой и неделимой столицей Израиля».

Совет Безопасности ООН тогда же принял резолюцию № 478, призывавшую государства, имевшие диппредставительства в Иерусалиме, вывести их в Тель-Авив, что и было сделано. Лишь два государства: Сальвадор и Коста-Рика - в период с 1982-го по 2006 год на время вернули свои посольства в Иерусалим. Восточная часть города, где, по планам ООН, должна размещаться столица палестинского государства, считается оккупированной Израилем территорией.

Свое решение признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда американское посольство из Тель-Авива Трамп попытался объяснить, правда, сделал это не очень убедительно. Глава Белого дома напомнил, что он далеко не первый президент, который говорил об этом намерении. И в отличие от своих предшественников Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы он сдержал предвыборные обещания. «Я выполнил свое предвыборное обещание, другие - нет!» - написал Трамп в своем Twitter, приложив видеонарезку соответствующих заявлений американских лидеров с 1992 года.

Указ Трампа вынуждены были пояснять чиновники в госдепартаменте США. Это попытался сделать в ходе традиционного брифинга для прессы исполняющий обязанности помощника госсекретаря Соединенных Штатов по делам Ближнего Востока Дэвид Саттерфилд, заявивший, что данное решение не затрагивает вопросов о суверенитете и изменении границ. В ходе выступления он подтвердил позицию Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, но ушел от прямого ответа на вопрос, означает ли это, что город находится на территории государства Израиль.

Чем же на самом деле грозит признание ведущей мировой державой, каковой в настоящее время являются США, Иерусалима столицей Израиля? Действительно ли это настоящая катастрофа или, быть может, это подлинный прорыв в международных отношениях?

Ответить однозначно на эти вопросы очень непросто.

С одной стороны, понятно, что решение Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, как считают власти Палестины, станет для всех своеобразным «поцелуем смерти» и сделает США «частью проблемы, а не частью решения». Собственно говоря, именно об этом недвусмысленно сигнализирует все мировое сообщество главе Белого дома.

Но проблема данной сложной ситуации заключается в том, что большинство шагов президента США отличаются абсолютной непоследовательностью. Они определяются обстоятельствами времени и места, а не долгосрочного прогнозирования. И в этом смысле они вполне объяснимы. Действовать более программированно и планово не его стезя. Он любит эффектные телекартинки и шум в мировой прессе. Как то было после неожиданных ракетных обстрелов в Сирии и после нынешнего решения по Иерусалиму. Совершенно очевидно, что президент США не просчитывал до конца международные последствия этих шагов. Зато он понимал все их преимущества на внутриамериканской арене. Понятно, что этот шаг является для него решением проблем, связанных с внутренней аудиторией, и его не волнует мнение мирового сообщества, которое ему по большому счету не очень интересно.

Данное решение позволило Трампу заручиться поддержкой очень влиятельного израильского лобби в американском истеблишменте и, скорее всего, избежать импичмента, готовившегося демократическим лобби в парламенте. Ну или по крайней мере избежать его в ближайшее время.

Что касается реакции арабских союзников США на данное решение Трампа, то ее вряд ли стоит сильно преувеличивать. Скорее всего, будет колоссальное сотрясание воздуха по этому поводу, будет серьезный гнев, прежде всего Саудовской Аравии, которая еще недавно с помпой принимала у себя американского президента и подписала миллиардные соглашения с Вашингтоном, а ныне оказалась в самом трудном положении. Но очень сомнительно, что Эр-Рияд ради стратегического союза с США откажется от него из-за перевода американского посольства в Иерусалим.

Кстати сказать, в данной ситуации и у России появляются новые возможности, чтобы перехватить инициативу по урегулированию израильско-арабского конфликта на Ближнем Востоке. Особенно с учетом нашей очевидной победы в Сирии.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

После принятия Трампом решения по Иерусалиму многие палестинцы вышли протестовать, в результате чего произошли столкновения с израильской полицией. Пролилась первая кровь.

Совет министров иностранных дел Лиги арабских государств по итогам экстренного внепланового заседания в своей штаб-квартире в Каире потребовал от США пересмотреть решение о признании Иерусалима столицей Израиля.

#Иерусалим #Израиль #столица

Комментарии