Как Дональд Трамп выполнил предвыборное обещание, но миру оно не понравилось

Решение хозяина Белого дома выйти из Совместного всеобъемлющего плана действия (СВПД) по ядерной программе Ирана встретило волну возмущения и неприятия по всему миру. Но, похоже, Вашингтон это не особо волнует, по крайней мере пока.

Как Дональд Трамп выполнил предвыборное обещание, но миру оно не понравилось | Фото: hzv_westfalen_de/pixabay

Фото: hzv_westfalen_de/pixabay

Президент Франции и вроде бы любимец Дональда Трампа, который недавно во время визита в Вашингтон съел с главой США барашка и посадил «дружественный дуб» на территории Белого дома, после разрыва сделки с Ираном объявил о сожалении о принятом решении заокеанского друга. Причем сделал он это от имени лидеров западной тройки подписантов плана - Франции, Германии и Великобритании.

Обычно политкорректная и хорошо чувствующая мнение руководства «локомотивов Евросоюза» глава европейской дипломатии Федерика Могерини сочла возможным заявить: «ЕС выражает сожаление в связи с заявлением президента Трампа по ядерной сделке с Ираном. Если США пересмотрят позицию, мы будем это приветствовать. Как мы говорили и раньше, ядерная сделка не двустороннее соглашение и не находится в руках какой-либо отдельной страны. Она была единогласно одобрена Советом Безопасности ООН и является ключевым элементом глобальных усилий по нераспространению. Она значима сама по себе, но также стала ободряющим сигналом для перспективы денуклеаризации Корейского полуострова». 

В заключение Могерини обратилась к иранскому руководству и народу с просьбой сохранить приверженность СВПД и не разрушать это соглашение.

Крайнюю обеспокоенность в связи с решением Дональда Трампа также выразил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, призвавший другие стороны договора соблюдать свои обязательства. 

«Я крайне обеспокоен заявлением о том, что США выходят из СВПД и начинают ужесточать санкции. Я призываю других участников СВПД полностью соблюдать свои обязательства по СВПД, а всех других членов ООН поддержать это соглашение», - заявил Генсек ООН.

В МИД Турции назвали неудачным шагом это решение США, а министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что Анкара продолжит вести торговлю с Тегераном в прежнем объеме. 

«Мы по-прежнему будем осуществлять нашу торговлю с Ираном во всех возможных направлениях и ни перед кем за это не будем отчитываться», - отметил Зейбекчи телеканалу CNN Turk.

Серьезной ошибкой назвал принятое Трампом решение 44-й президент США Барак Обама. По его словам, Соединенные Штаты в конечном счете могут оказаться в тупиковой ситуации. 

«Уходя от СВПД, мы поворачиваемся спиной к ближайшим союзникам Америки и к соглашению, над которым работали ведущие дипломаты, ученые и разведчики нашей страны. Я считаю, что решение поставить СВПД под угрозу без каких-либо нарушений Ираном этой сделки является серьезной ошибкой», - подчеркнул бывший глава США.

Наконец, российский МИД заявил: «Объявленные 8 мая решения - это новое подтверждение недоговороспособности Вашингтона. Они также демонстрируют, что американские претензии к абсолютно законной ядерной деятельности Ирана являются лишь ширмой для сведения с ним политических счетов. Россия открыта к дальнейшему взаимодействию с остальными участниками соглашения и продолжит активно сотрудничать с Ираном».

Среди немногих мировых лидеров, приветствовавших решение президента США Дональда Трампа выйти из атомной сделки с Ираном, был израильский премьер Биньямин Нетаньяху. 

«Израиль полностью поддерживает сегодняшнее отважное решение президента Трампа отвергнуть катастрофическую ядерную сделку с террористическим режимом в Тегеране, - цитирует Нетаньяху РИА «Новости». - Сделка не отодвинула войну. Она ее приблизила. Сделка не ограничила иранскую агрессию, но драматичным образом ее активизировала».

Эксперты особо выделяют негативное влияние решения Трампа на отношения США и их европейских союзников. Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», научный директор международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов считает, что позиция Европы абсолютно безапелляционно проигнорирована главой Белого дома. 

«Трамп просто отбросил все то, что ему говорили и Макрон, и Меркель, и прочие европейцы, чем поставил Европу в достаточно сложное и весьма унизительное положение». 

Лукьянов считает, что у европейских стран есть два варианта действий: смириться и согласиться с тем, что США диктуют свою волю, а европейцы следуют в их фарватере, либо консолидироваться в противостоянии решению США. 

«Но это рискованно, потому что Трамп не любит нелояльность, и он многократно подчеркивал, что если мы союзники, то будьте любезны следовать общей линии. Тогда мы можем пойти вам навстречу, а если нет, то «Америка прежде всего». Так что для Европы это очень серьезный тест на политическую состоятельность», - указал эксперт.

А вот директор Фонда изучения США им. Рузвельта Юрий Рогулев полагает, что «исходя из того, что страны ЕС и коллективно, и индивидуально не поддерживают решение США по выходу из иранской ядерной сделки, Вашингтон может отказаться от выполнения условий соглашения и новых санкций в отношении Ирана не вводить, но и не ослаблять режим. Тогда это решение будет иметь, в том числе и для европейцев, символическое, политическое значение». 

«Многие европейцы связаны с Ираном, поэтому будут ли США объявлять санкции как экстерриториальные, то есть имеющие силу в отношении других компаний, в том числе европейских, - большой вопрос. Европейские страны хотят предотвратить такое развитие событий. Они имеют большие виды на Иран и с точки зрения закупок там газа и нефти рассматривают его как один из возможных источников пополнения энергоресурсов», - считает Рогулев. 

Впрочем, поясняет эксперт, «если американцы поставят европейские компании и страны перед выбором - американский или иранский рынок, то, конечно, европейские компании будут задумываться о том, стоит ли вступать в конфликт».

Среди других последствий заявления Трампа эксперты отмечают его влияние на предстоящий саммит США и КНДР. 

«С одной стороны, Трамп утверждает, что так он убедит Ким Чен Ына, что американцев надо воспринимать всерьез, - указывает Федор Лукьянов. - Но, с другой стороны, договоренности с США после такого поведения во многом теряют смысл, и я думаю, что Ким Чен Ын свои выводы сделает». «Что касается общих вопросов режима нераспространения, то пока трудно сказать, но, конечно, это удар по дипломатии, - добавляет аналитик. - Потому что с такими усилиями была согласована эта договоренность и все прилагали эти усилия - и Россия, и европейцы, и американские, и иранские дипломаты. А теперь выясняется, что все это можно одним росчерком пера выбросить в мусорную корзину». 

Материал был опубликован в газете под № 084 (6193) от 15.05.2018 под заголовком «Вышел из сделки».

#политика #США #Иран

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (6193) от 15.05.2018.


Комментарии