Как «четверка» превратилась в «пятерку»

Как известно, в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) до недавнего времени входили четыре страны – Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. Теперь после присоединения Киргизии число членов союза выросло до пяти, а общий их рынок достиг 180 млн человек.

Как «четверка» превратилась в «пятерку» | ФОТО Daniel-Prudek/shutterstock.com

ФОТО Daniel-Prudek/shutterstock.com

Присоединение небольшой четырехмиллионной среднеазиатской республики к Евразийскому союзу было непростым. Достаточно сказать, что оно откладывалось пять раз. Возглавлявшая ранее страну Роза Отунбаева более симпатизировала Западу и даже успела получить от Евросоюза почти 200 млн евро на реализацию различных гуманитарных программ и регулярно продлевала деятельность американской базы в Манасе.

Потом, в конце 2011 года, президентом страны стал Алмазбек Атамбаев, пророссийски настроенный политик, который пообещал, что Киргизия обязательно войдет в Евразийский союз.

Впрочем, одного обещания нового президента страны, как оказалось, не хватило для скорой интеграции Киргизии в сообщество – слишком уж разные экономические потенциалы были у маленькой среднеазиатской страны и остальных членов ЕАЭС.

Взаимопонимание между Москвой и Бишкеком стало гораздо лучше после того, как среднеазиатской республике был частично списан, а частично реструктуризирован долг на почти 500 млн долларов. После этого в 2014 году Киргизия вывела с территории аэропорта «Манас» авиабазу США, которой американцы пользовались для поддержки коалиционных сил в Афганистане. Тогда же было подписано двустороннее соглашение о статусе и условиях пребывания объединенной российской базы на территории Киргизии с 2017 года.

Тем не менее вхождение страны в союз не было гладким. Республика долго настаивала на отмене аудита ветеринарного контроля своей продукции внутри объединения. Кроме этого Киргизия просила сохранить льготные ввозные таможенные пошлины в отношении грузов из Китая. Если первое условие не такое уж невыполнимое, хотя система ветеринарного контроля Киргизии оставляет желать лучшего и нуждается в дополнительной проверке, то «китайский вопрос» очень сложен и требует серьезного внимания со стороны Евразийского союза.

Дело в том, что основная статья доходов страны, а это почти 80% всех доходов, связана с перепродажей местными предпринимателями китайских товаров. Информация для размышления: из всех стран СНГ в Киргизии – самая дешевая обувь, одежда, предметы текстильной промышленности. Но все это привезено из Китая.

Объем реэкспорта товаров из Поднебесной в Киргизию оценивается в 10 млрд долларов, а ВВП республики составляет 6,5 млрд «зеленых». Секрет такой «выгодности» заключается в очень низких таможенных пошлинах, которые установили между собой Бишкек и Пекин. До сих пор средняя ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. После вхождения Киргизии в ЕАЭС она увеличится почти в два раза. Но даже тогда на рынок союза может хлынуть поток дешевых китайских товаров. Как эту проблему будет решать руководство Евразийского союза, пока не очень ясно.

В Киргизии, перед тем как президент страны подписал закон о присоединении республики к ЕАЭС, проводились социологические опросы, которые показали, что его поддерживают 90% населения. И совершенно понятно, почему они это делают. Потому что единое экономическое пространство, свобода движения товаров, капитала и рабочей силы должны дать существенные преимущества члену союза по сравнению с другими странами региона (Таджикистан, Узбекистан) и помогут не только увеличению роста ВВП, но и повышению благосостояния населения Киргизии.

Больше всего, по мнению аналитиков, от присоединения Киргизии к Евразийскому экономическому союзу выиграют трудовые мигранты, число которых возрастет на 80 тысяч и достигнет в России порядка 600 тысяч человек. Не проиграют и местные фермеры, которые получат открытый рынок сбыта своих продуктов.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев при подписании документов о ратификации договора подчеркнул, что стране удалось добиться хороших преференций. Для адаптации экономики республики к новым условиям был создан спецфонд развития с общим капиталом 1 млрд долларов, который будет финансировать наиболее приоритетные секторы экономики. Кроме того, в рамках интеграции от России и Казахстана выделено 300 млн долларов для реализации «дорожной карты» вступления республики в союз.

Впрочем, справедливости ради скажем, что у каждой из стран-участниц свой интерес к ЕАЭС. Для Казахстана – это беспроблемный транзит по внутрироссийским тарифам через территорию России и, конечно, новый рынок сбыта. Для Белоруссии – поставка углеводородов и сырья без таможенных пошлин. У Армении – военная помощь России, российско-армянский газопровод, продление срока эксплуатации Армянской АЭС за счет российского кредита и выход из экономической блокады, в которой страна оказалась из-за распада СССР.

Конечно, есть и у России свой интерес к превращению «четверки» в «пятерку». Интерес этот прежде всего не экономический, а, скорее, геополитический и военный.

Киргизия никогда не была экономически развитой республикой, даже во времена СССР, хотя союзное правительство вкладывало в нее миллионы рублей и пыталось создать современную промышленность. Киргизия не обладает залежами углеводородов или другими природными богатствами – это объективно дотационный регион. Однако сейчас мы как никогда нуждаемся в надежных политических союзниках, тем более с постсоветского пространства. Естественно, Россия будет своеобразным экономическим, политическим и военным «буксиром» для них. Это участь любой большой державы перед своими маленькими и бедными союзниками.

Тем более что Киргизия важна для нас в качестве военного потенциала. Ведь в республике находится не только авиационная база коллективных сил оперативного реагирования в Канте, но еще и сейсмические лаборатории, позволяющие наблюдать за проведением ядерных испытаний в Азии. Плюс ко всему этому в Киргизии располагается центр связи с российским флотом в Тихом океане. Естественно, вся эта недешевая инфраструктура нужна России, и ее не хочется терять.

В 1957 году шесть европейских стран – Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург – подписали документ, который стал основой для появления Евросоюза, объединяющего ныне уже 28 стран.

Вполне возможно, что нынешнее превращение «четверки» в «пятерку» Евразийского экономического союза – это очередной шаг, который рано или поздно, но приведет к появлению на постсоветском пространстве нового, еще более многочисленного политико-экономического союза. Почему бы и нет?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (5464) от 25.05.2015.


Комментарии