К законопроектам нужно относиться трепетно

Президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты выступает за упрощение процедур при взаимодействии государства и бизнеса и мечтает, чтобы Санкт-Петербург сохранил свой исторический облик.

К законопроектам нужно относиться трепетно | ФОТО предоставлено пресс-службой СПб ТПП

ФОТО предоставлено пресс-службой СПб ТПП

– Владимир Иванович, какие мероприятия открывшегося юбилейного, XX, Петербургского международного экономического форума наиболее значимы для Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты?

– Мы стремимся расширять сотрудничество петербургских предпринимателей с коллегами из других стран и регионов России. Помогаем компаниям выходить на зарубежные рынки. Соответственно, наибольший интерес вызывают такие панельные дискуссии, как «Регионы России – ключевые точки роста» и «Сделано в России. Импортозамещение, экспортный потенциал». Перспективной мне представляется и экспертная панель «Экономика мегаполиса в условиях индустрии 4.0», призванная определить пути перехода к новой модели промышленного развития.

В рамках форума Торгово-промышленная палата принимает в своих стенах гостей из Египта, Судана, Эль-Сальвадора, Индонезии, Китая, представителей Колумбийско-Российской торговой палаты. Также в СПб ТПП пройдет встреча представителей петербургской туриндустрии с министром туризма Греции. Все эти визиты иностранных делегаций, способствующие расширению деловых связей петербургских компаний, важны для нас.

При этом я считаю, что наши городские события, такие как форум промышленных предприятий и предпринимателей Колпинского района и церемония спуска на воду головного универсального атомного ледокола «Арктика» на Балтийском заводе, проходящие в дни проведения международного форума, не менее важны.

– В Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года ставится задача увеличить в 2,5 раза выработку на одного занятого в промышленности. Что, по вашему мнению, нужно сделать для решения задачи такого повышения производительности труда?

– Производительность труда, конечно, зависит от уровня технологий. В свое время мне запомнилась экскурсия по заводу в Германии, который производит пылесосы. На всем производстве были два человека, один из которых стоял на конце конвейера, а второй регулировал перепады электрического напряжения для проверки работоспособности продукции. Сейчас в России набирает популярность идея национальной технологической инициативы (НТИ) – программа мер, нацеленных на формирование принципиально новых рынков и создание условий для глобального технологического лидерства России. При внедрении НТИ в Санкт-Петербурге вполне возможно серьезно повысить производительность труда. То, что планируется сделать к 2030 году, можно сделать гораздо раньше. И не только в промышленности, но в и сфере услуг. Только нужно учесть главный риск – сбалансировать в городе занятость населения, чтобы все высвобождающиеся за счет повышения производительности труда люди нашли себе другую работу.

– Да, люди боятся увольнений, и поэтому актуальна тема социальной ответственности бизнеса.

– Поэтому велика роль профсоюзов, которые и балансируют интересы работников и работодателей. Хорошо, что в очень многих трудовых коллективах существуют коллективные договоры. Вообще социальную ответственность бизнеса принято трактовать как добровольное участие бизнеса в реализации социальных, экологических, благотворительных программ. Однако это понятие шире. Оно охватывает различные аспекты – от организации достойных условий труда для сотрудников и заканчивая участием бизнеса в проектах государственно-частного партнерства и развития инфраструктуры города.

– Вы объявлены победителем предварительного голосования партии «Единая Россия» по Северо-Западному округу в Госдуму, у вас есть все шансы выиграть выборы в сентябре и стать депутатом. Какой общий интерес промышленников Петербурга вы хотели бы представить в Госдуме, какие законопроекты хотели бы разработать?

– О конкретных законопроектах будет разумно говорить после начала работы в Госдуме. Конечно, они будут направлены на поддержку предпринимательства и укрепление экономики нашей страны. Но, обратите внимание, за шестой созыв Госдумы было принято только 15% законопроектов, остальные отклонены или до сих пор согласовываются, не нужно без большой надобности плодить дополнительные законы.

Считаю, что нужно уходить от модальных законов, которые не имеют прямого действия. Например, Госдума приняла закон о промышленной политике, который мы долго лоббировали. Закон получился идеологическим, в нем говорится о важности промышленности, описываются терминология и возможности субъектов Российской Федерации. Но этот закон ничего не изменил, он никого не обязывает – что надо делать конкретно.

Мы готовим закон о промышленной политике для Санкт-Петербурга, он будет более конкретный, но, к сожалению, тоже не станет драйвером промышленного роста. Я убежден, что к законопроектам надо относиться трепетно. Разрабатывать и принимать только те законы, которые действительно нужны, выполнимы и понятны.

– Есть оценки, что треть экономики России находится в тени. В так называемой гаражной экономике люди могут производить все – от пельменей и мебели до модных брендов одежды и сложных технических изделий. Как, на ваш взгляд, государство должно общаться с теневым бизнесом?

– Государство не должно общаться с теневым бизнесом, потому что диалог не получится. Диалога с тенью быть не может. Возникнет безответная ситуация.

К сожалению, часть бизнеса уходит в тень. Иногда бывает проще заплатить штраф за нарушение закона, чем этот закон выполнить. Я знаю пример, когда в новом открытом кафе поставили небольшие перегородки. Сделанная перепланировка нарушила целый ряд наших нормативных актов, контролирующие органы выписали предпринимателю штраф в размере 1000 рублей и поставили срок для исправления замечаний. Но при этом вторично за нарушение не наказывают – предприниматель может ничего не делать, а самое главное, чтобы перегородку легализовать – это полгода работы. А через полгода у тебя, быть может, появится необходимость эту перегородку в другое место поставить.

Чтобы мотивировать бизнес выходить из тени и работать в легальных условиях, нужно шаг за шагом кропотливо создавать условия по упрощению процедур при взаимодействии государства и бизнеса.

– Чем занимаются ваши дети? Какие профессии они выбрали или выбирают?

– Для меня слово «семья» означает «семь я». Моя семья – это семь человек. Мы с женой и пять детей: три сына и две дочери. Старший сын – инженер-энергетик, работает в Федеральной сетевой компании в Пятигорске, его компания была в числе ответственных за прокладку энергомоста в Крым. Средний сын занимается телекоммуникационным бизнесом, работает в компании «Дом.ru». Младший сын закончил Финэк и проходит срочную службу в морской пехоте в Севастополе. По сути, он идет по стопам деда, моего отца, который служил в Кронштадте моряком пять лет. Младшая дочка учится в гимназии и в музыкальной школе, а старшая дочь занимается инвестиционно-финансовой деятельностью. У меня два внука и одна внучка, у них выбор профессии еще впереди.

– О каком образе будущего лично для себя, для Санкт-Петербурга, для страны вы мечтаете?

– Я мечтаю, чтобы моим детям и внукам было комфортно жить, чтобы они жили в России, чтобы в нашей стране все было хорошо. Россия может многому научиться у других стран и все лучшее внедрить у себя. И я рад, что никто из моих детей не рассматривает вариантов уехать жить и работать в другие страны. Все хотят жить в России, но не факт, что в Петербурге.

И я мечтаю, чтобы Санкт-Петербург сохранил свой исторический облик. Здания в центре города нужно изнутри технологически менять, при этом сохранив уникальное лицо города. Может быть, хорошим примером такой реконструкции будет остров «Новая Голландия».

– У вас в жизни крепкие классические мужские увлечения – спорт, путешествия, рыбалка, охота. Есть ли пример интересного достижения в ваших увлечениях?

– Мои увлечения объединяет то, что они позволяют постоянно находиться в движении. Я не футбольный фанат, чтобы два часа у телевизора смотреть матч. Пример достижения? В прошлом году на рыбалке я поймал щуку на 15 килограммов. Мои друзья с ней фотографировалась и выдавали щуку за свой трофей.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (5724) от 17.06.2016.


Комментарии