Историческая перезагрузка

За две недели до празднования на острове свободы 56-й годовщины победы революции американский президент неожиданно для многих решил преподнести Кубе своеобразный подарок – признал, что продолжительная блокада страны со стороны США была бессмысленной, и он готов не только восстановить дипломатические отношения с Гаваной, но и снять торговое эмбарго.

Историческая перезагрузка | ФОТО Aquir/shutterstock.com

ФОТО Aquir/shutterstock.com

Об этом Барак Обама сообщил в прошлую среду в ходе специального заявления, транслировавшегося всеми ведущими американскими теле- и радиоканалами. В этот же день по государственному телевидению выступил и председатель совета министров Кубы Рауль Кастро, который подтвердил факт сближения с Вашингтоном. Чуть позже лидеры двух государств провели между собой 45-минутные телефонные переговоры. Они стали первым диалогом между двумя лидерами государств за последние полвека.

Формальным поводом к сближению стала передача Кубой американцам их гражданина Алана Гросса, осужденного в 2009 году кубинскими властями за шпионаж. Одновременно власти США в знак доброй воли освободили трех кубинских агентов, отбывавших срок за аналогичное преступление в Штатах.

Как стало известно из печати, американо-кубинской «разрядке» предшествовали несколько месяцев тайных переговоров, начавшихся при активном участии Папы Римского Франциска I, которого, кстати, в своих телеобращениях поблагодарили за посредничество как Барак Обама, так и Рауль Кастро.

Из этих обращений хотелось бы выделить несколько ключевых мыслей обоих глав государств, касающихся перезагрузки отношений между странами.

Барак Обама: «В течение 50 лет США поддерживали демократию и права человека в основном при помощи политики изоляции острова, ...ни одна другая страна не присоединилась к этим санкциям, ... изоляция не сработала, пришло время для нового подхода». Рауль Кастро: «Решение президента США начать нормализацию отношений с Кубой заслуживает уважения и признания, ...мы выступаем за уважительный диалог без ущемления национальной независимости и суверенитета, ...Гавана открыта для сотрудничества с США, но мы не откажемся от своих социалистических принципов».

Из этих высказываний следует достаточно очевидный факт – кубинский режим выиграл холодную войну с США, мужественно выдержав пять с лишним десятилетий политического и экономического давления американцев, и, даже восстанавливая отношения с ними, не собирается поступаться своими собственными идеологическими принципами.

Интересно, что до сих пор Вашингтон в отношениях с Кубой исходил из Акта о кубинской демократии 1992 года и закона Хелмса – Бэртона 1996 года. В этих документах, принятых конгрессом, прямо написано, что эмбарго можно снимать только после того, как руководство Кубы встанет на путь демократизации, политических свобод и защиты прав человека.

Конечно, с приходом к власти Рауля Кастро режим «помягчел». Новый лидер страны пошел на ряд реформ, расширив права кубинцев, прежде всего экономических и гражданских (в части более свободного доступа к информации). Однако многие американские специалисты считают, что Гавана до сих пор даже не перешла, условно говоря, от сталинской к хрущевской эпохе.

Тем не менее Барак Обама не стал дожидаться полной победы западной демократии на острове свободы и сделал первый шаг навстречу коммунистическому режиму.

Возникает вполне закономерный вопрос: зачем это нужно американскому президенту? Причин этому может быть несколько. Одна из них лежит на поверхности – через два года первый в истории США чернокожий президент уйдет в политическое небытие, и ему очень не хочется уйти туда в качестве «президента неоправданных надежд». Все мирные задумки, которые во многом привели его шесть лет назад в Белый дом, – вывести американские войска из Афганистана и наладить там спокойную жизнь, по-хорошему договориться с властями Ирана по его атомной программе, успокоить воюющий Ирак, окончательно закрыть тюрьму в Гуантанамо – все эти обещания в разной степени, но оказались невыполненными.

Уходить с политической арены лауреату Нобелевской премии мира, врученной ему в 2009 году, по общему мнению авансом, фактически не выполнив ничего из обещанного, очень обидно и неприятно. Разрешить хотя бы одну из обещанных предвыборных проблем – наладить отношения с Кубой – значит, по мере возможности, смягчить впечатление от своего президентства.

Тем более что на отмене эмбарго настаивала большая часть мира от ООН и Евросоюза до правозащитников и трех римских пап, да и более 60% рядовых американцев.

Не следует сбрасывать со счетов и то, что Барак Обама, включая «перезагрузку» с Кубой, имел в виду и предстоящие через два года президентские выборы. Демократы утратили былую популярность, и не факт, что «партии ослов» удастся удержать за собой Белый дом, даже имея такого кандидата, как Хиллари Клинтон. Влияние латиноамериканцев, которых становится все больше на электоральной карте США, сейчас становится очень заметным. Особенно в таких крупных штатах, как Калифорния и Флорида, где их большинство. Оба штата относятся к «колеблющимся», но «разморозка» отношений с Кубой – это хороший козырь для латиноамериканского избирателя.

Впрочем, говорить о том, что вскоре страна по полной получит дивиденды от нормализации отношений со своим соседом, не приходится. Ведь в США настоящая западная демократия, а значит, разделение полномочий властей. Президент не всевластен, есть еще конгресс, и зачастую их интересы не совпадают. Обама своей властью, конечно, может открыть посольство на Кубе и поручить своему госсекретарю Джону Керри продумать, как исключить Кубу из «черных» списков государств, поддерживающих терроризм. И даже лично совершить визит в Гавану. Он может разрешить отправлять гражданам США денежные переводы на Кубу на сумму до 2 тысяч долларов, а американцам, получившим официальное разрешение, привозить домой товары кубинского производства, в том числе табак и алкоголь, но только для личного пользования.

Однако полностью снять эмбарго, а значит, разрешить людям и товарам свободно и без всяких ограничений перемещаться через границу может только американский конгресс. А он, как известно, контролируется республиканцами, совершенно не озабоченными, каким в историю уйдет их политический противник, а больше размышляющими, как им продвинуть в следующие президенты своего партийного соратника.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5368) от 24.12.2014.


Комментарии