Игры вокруг трубы

13 мая российское правительство утвердило новую редакцию схемы территориального планирования в области федерального трубопроводного транспорта. В числе прочих объектов в документ включен магистральный газопровод «Турецкий поток», прокладку которого по дну Черного моря планируется завершить к концу 2016 года. Однако в ходе реализации этого масштабного энергетического проекта могут возникнуть немалые сложности: у него, как и у закрытого в декабре прошлого года по решению президента РФ Владимира Путина «Южного потока», сегодня немало противников по обе стороны океана.

Игры вокруг трубы | ФОТО Planar/shutterstock.com

ФОТО Planar/shutterstock.com

Новый поворот

Напомним, «Турецкий поток» предполагает транспортировку газа из России в Турцию через Черное море. Мощность прокачки трубопровода составит 63 млрд кубических метров, из которых около 50 млрд планируется поставлять на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. К этому гигантскому распределителю, по мысли авторов проекта, вольны будут подключаться своими трубами любые европейские страны, заинтересованные в поставках нашего газа.

«У российской компании на сегодня нет юридической возможности самостоятельно построить газопровод к своим клиентам из-за условий Третьего энергопакета. Именно поэтому «Газпром» принял решение изменить маршрут «Южного потока» в сторону Турции», – поясняет научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин. И добавляет: дальнейшая задача – создать необходимую инфраструктуру в ЕС, чтобы это не противоречило европейским стандартам и нормам.

Эксперт по геополитике основатель информресурса 21st Сentury Wire Патрик Хеннингсен констатирует: «В отношении «Турецкого потока» чиновники ЕС открыто высказываются в том духе, что никто якобы не будет тратить деньги на трубу к «калитке на заднем дворе Евросоюза». Если Грецию считать задворками Европы, тогда, казалось бы, незачем так сильно волноваться о характере внешних связей этой страны – ведь причиной недавнего отзыва посла США из Афин на год раньше положенного срока госдепартамент назвал «недостаточно активное информирование о политических и экономических событиях в Греции».

В поисках «слабого звена»

США предложили Греции отказаться от поддержки «Турецкого потока». По мнению Вашингтона, это поможет Афинам повысить свою привлекательность для западных инвесторов и сократит зависимость ЕС от турецкого, то есть от российского, газа. Об этом в интервью The New York Times заявил спецпредставитель бюро энергетических ресурсов госдепартамента США Амос Хохштейн, который 8 мая провел встречу с главой министерства производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики Панайотисом Лафазанисом. Хохштейн рекомендовал Афинам активнее участвовать в проекте Трансадриатического газопровода (ТАР), по которому будут осуществлять поставки из Азербайджана в Европу. Тем не менее после этой встречи Лафазанис заявил, что Афины не намерены отказываться от «Турецкого потока».

Патрик Хеннингсен отмечает, что Греции сейчас приходится выбирать между долгами и инвестициями.

«Любое же позитивное партнерство с такой страной, как Россия, может иметь огромное значение для Греции. Откуда ей ждать инвестиций? Уж точно не из США, если говорить о серьезных масштабах. А Россия может стать хорошим источником инвестиций для Греции, что в текущей финансовой ситуации для нее очень важно. Москва уже помогла Кипру пару лет назад, и она заинтересована в союзах с некоторыми из таких европейских стран – для их же собственных интересов. И Россия использует любой шанс для своего влияния в Европе, странно было бы сомневаться в этом», – говорит Хеннингсен.

В подтверждение этого прогноза политолога пресс-служба Кремля сообщила о телефонном разговоре Владимира Путина с греческим премьером Алексисом Ципрасом. В ходе этой беседы президент РФ подтвердил готовность рассмотреть вопрос о предоставлении финансирования греческим компаниям для участия в проекте российского газопровода через Турцию.

Таким образом, Греция вряд ли станет «слабым звеном» в геополитической цепочке, воздействуя на которое можно было бы поставить запруду «Турецкому потоку».

Кульбит министра

И уж тем более не станет таковым сама Турция. «Это страна с многомиллионным населением, – говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. – Надавить на Стамбул не так просто, особенно учитывая, что Турция сейчас гораздо больше нужна США, чем наоборот. Это ключевая страна на Ближнем и Среднем Востоке. А данный регион очень важен для Вашингтона. Если Турция сделает намек, что она готова выйти из НАТО и в военном отношении начать сближение с Россией, то вся система безопасности, которую Запад выстраивал в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, зашатается. Поэтому США и Великобритания могут давить на Стамбул лишь до определенного предела. А турки хорошо умеют маневрировать. У них все-таки тысячелетний опыт дипломатии».

Настораживает, правда, недавний кульбит турецких властей, заявивших вдруг об отказе участвовать в прокладке трубопровода по дну Черного моря. Об этом сообщил министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз в интервью TRT Haber. По его словам, Турция станет партнером компании, которая будет создана в регионе Тракии. После того как газопровод будет построен, Россия и Турция создадут совместную компанию для хранения газа в провинции Эдирне, где труба выйдет на сушу. Звучит, согласитесь, замысловато, но категорическим отказом от самой идеи «Турецкого потока» такую позицию никак не назовешь.

Македонские интриги

А в Вашингтоне, судя по всему, в поисках заветного «слабого звена» не унимаются. Не прошло и двух месяцев после объявления о том, что российская компания «Стройтрансгаз» намерена реализовать проект по строительству участка магистрального газопровода в Македонии от границы с Грецией на север к Сербии, как политическую стабильность в этой части бывшей Югославии нарушили внешние силы – албанские экстремисты попытались захватить город Куманово на севере страны. «Албанцы – лишь инструмент США, которые потерпели неудачу с украинским сценарием, и провокация в Куманово связана в первую очередь с «Турецким потоком», – считает сербский политолог Душан Пророкович, давший интервью международному информагентству Sputnik.

Судя по всему, эти события повлияли на позицию официального Скопье. В конце мая Македония назвала свое условие участия в проекте «Турецкий поток». Как заявил глава правительства страны Никола Груевский, она присоединится к прокладке газопровода, только если Россия и Еврокомиссия сумеют достичь договоренности. По словам премьер-министра, Македония остается страной, которая принимает решения на базе своей евроатлантической ориентации, сообщает Novinite. Очень, согласитесь, похоже на болгарский финт в отношении «Южного потока».

Комментируя это заявление македонского премьера, аналитик Алексей Гривач из российского фонда «Национальная энергетическая безопасность» (ФНЭБ) говорит, что теоретически Россия сможет обойтись без Македонии, если проложит трубу из Греции сразу в южную Италию.

Но каковы же все-таки реальные перспективы «Турецкого потока»? Об этом говорит руководитель аналитического управления ФНЭБ Александр Пасечник: «Европейцы при всех своих громких политических вывертах – прагматики, которые прекрасно понимают: как бы они ни пытались избавиться от российского газа, в ближайшие 5 – 7 лет это нереально. Не помогут ни альтернативные источники энергии, ни добыча «сланца», ни поставки энергоресурсов из Норвегии или США».

По словам этого эксперта, новая энергостратегия ЕС (пока до конца не согласованная) не рассматривает Россию как стратегического партнера, но наша страна – на деле – таковым остается. Проще говоря, без российского газа Старому Свету не обойтись. «Теперь, когда проект «Южный поток» закрыт, наиболее вероятно, что российский газ пойдет в Европу через хаб на турецко-греческой границе, куда все желающие могут подводить свои трубопроводы. Кстати, европейцы, ссылаясь на Третий энергопакет, как раз и хотели, чтобы «Газпром» не владел трубопроводными мощностями. Как говорится, за что боролись...» – заключает Пасечник.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5473) от 05.06.2015.


Комментарии