Грядут два жарких сентября

Выражаясь спортивной терминологией, можно констатировать, что сегодня российские политические партии заняли места на старте сразу двух дистанций. Первая из них – спринтерская – завершится финишем 13 сентября, когда во многих субъектах Федерации пройдут выборы губернаторов, депутатов региональных парламентов и органов местного самоуправления. Другая – стайерская, или даже марафонская, – продлится более года, и по ее итогам мы получим седьмую по счету Государственную думу, одна половина которой будет избрана по партийным спискам, а вторая – по одномандатным округам. Какие же политические расклады видятся экспертам по ходу этих избирательных кампаний?

Грядут два жарких сентября | ФОТО Niyazz/shutterstock.com

ФОТО Niyazz/shutterstock.com

Аналитики фонда Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовали недавно рейтинг политических партий России по итогам второго квартала текущего года. Эксперты отмечают, что по сравнению с первым кварталом года общий уровень партийной активности возрос, растет и конкуренция как внутри «парламентской четверки», так и между непарламентскими партиями. Партии усилили внимание к промежуточным местным выборам, став вдвое чаще выдвигать кандидатов, чем в начале года. Если в первом квартале в выборах эпизодически участвовало только 14 партий, то во втором в борьбу на местных выборах включилось 16 партий, из которых девять сумели провести своих кандидатов в выборные органы МСУ.

Лидерство в рейтинге активности по-прежнему уверенно сохраняет «Единая Россия». «Понятно, что когда высокий рейтинг у президента, то и «Единая Россия» набирает много очков, потому что избиратели видят прямую взаимосвязь Владимира Путина и партии власти, хотя формально президент не является сегодня ее лидером или даже представителем этой партии», – объясняет успешное лидерство «единороссов» депутат Госдумы Юрий Афонин (КПРФ).

«На сегодняшний день позиции «Единой России» в большинстве субъектов Федерации даже прочнее, чем на федеральном уровне, – отмечает политтехнолог генеральный директор агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа» Игорь Даченков. – Например, из регионов, где осенью пройдут выборы местных парламентов, в Воронежской области «ЕР» имеет 86% мест в областной думе, в Республике Коми – 80% республиканского госсовета.

Осенние выборы могут даже усилить «единороссов». Основная причина – как раз в изменении избирательного законодательства. Как показывает практика, если по партийным спискам оппонентам иногда удается теснить партию власти, то своих одномандатников «ЕР» проводит почти всегда».

«В то же время у «Единой России» могут возникнуть имиджевые сложности, причем с самой неожиданной стороны, – полагает этот аналитик. – Всех своих успехов «ЕР» всегда добивалась в первую очередь как «партия Путина». Однако сегодня партийцам все чаще приходится критиковать действия непопулярного правительства, которое возглавляет их нынешний партийный лидер Дмитрий Медведев. В то время как президент от «единороссов» дистанцировался, явно предпочитая Общероссийский народный фронт».

На это же обращает внимание профессор доктор политических наук Сергей Черняховский. Он отмечает, что между «ЕР» и ОНФ складываются довольно специфические отношения, и обе эти структуры являются «общей партией Путина», а результат на выборах будет зависеть от конкретной установки, а не от реальной политической конкуренции. По данным соцопросов, в 2011 году около 60% избирателей проголосовали за «Единую Россию» только потому, что Путин ее поддержал. Поддержка же Медведева партии принесла всего 5% голосов.

В каком формате будет участвовать в кампании 2016 года ОНФ? Это, пожалуй, одна из главных интриг выборов-2016. Представитель центрального штаба ОНФ депутат Госдумы Михаил Старшинов говорит, что задача ОНФ – это формирование «скамеек запасных». «У ОНФ уже имеется такая большая «скамейка запасных» – людей, у которых есть перспектива быть избранными, но это естественный результат нашей деятельности. ОНФ аккумулирует в регионах людей с активной жизненной позицией, тех, кто себя проявил. Поэтому процесс по поиску кадров не будет искусственным, он уже идет», – отмечает он.

«Поиск в регионах лидеров общественного мнения – идея здравая. Понятно, что рейтинг должен сочетаться с возможностью встраивания человека в систему. Потому нужна полная о нем информация. Даже если не все выявленные люди будут потом встроены, это полная карта потенциальных рисков для партии власти на выборах. Дело по-любому полезное, не только для ОНФ. «ЕР» будет держаться за своих. Но на то и ОНФ, чтобы запустить механизмы обновления», – считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

Политолог Глеб Кузнецов отмечает, что на бумаге идея выглядит хорошо, однако на пути к ее исполнению есть ряд препятствий. «В регионах кадры в ОНФ подбирали с тем расчетом, чтобы он давал «красивую картинку» на мероприятиях с президентом: светлые лица, женщины, инвалиды, военные, орденоносцы, молодежь. Не стоит ожидать, что люди, которых набирали для того, чтобы они публично докладывали президенту о несправедливостях на местах, смогут стать хорошей командой кандидатов. Скорее, эта история будет использоваться для легитимации принимаемых кадровых решений: мол, искали во всем регионе, а все равно лучше Ирины Яровой никого не нашли – как в прошлый раз подобное произошло с изначально хорошей идеей праймериз», – считает Кузнецов.

Что касается партий парламентской оппозиции, то из них, как отмечает политтехнолог Игорь Даченков, в наиболее выигрышной позиции находится КПРФ. «Партия имеет успешный опыт реальной политической борьбы на региональном уровне. Причем порой им удается добиваться заметных успехов: вспомним хотя бы громкую победу кандидата от КПРФ Анатолия Локотя на выборах мэра Новосибирска. А из регионов, которым предстоят выборы нынешней осенью, позиции КПРФ сейчас наиболее сильны в той же Новосибирской области (21% мандатов в законодательном собрании), а также в Калужской (23% мест в областном парламенте)».

А вот перспективы еще одного политического старожила – ЛДПР, по мнению этого эксперта, пока не слишком оптимистичны. «Выборы 2014 года показали, что ЛДПР постепенно сдает позиции. Кроме того, для партии, основной ресурс которой – харизматичный федеральный лидер, переход к выборам по одномандатным округам может оказаться серьезным ударом», – прогнозирует Даченков.

Свои проблемы и у «Справедливой России». «Партия сейчас явно находится не в лучшей форме, – утверждает политтехнолог. – Региональные выборы 2014 года оказались для «эсэров» практически провальными. Пожалуй, самый яркий пример – выборы в московскую городскую думу. Партия, в 2011 году получившая в Москве около 13% голосов, три года спустя не смогла провести в столичный парламент ни одного депутата. Впрочем, позиции «СР» на местах и раньше трудно было назвать сильными. Похоже, что в новой политической ситуации главным ресурсом для «Справедливой России» может стать все тот же ОНФ. Разговоры об их сближении начались еще осенью, когда лидер «СР» предложил своим соратникам активнее проявлять себя на мероприятиях фронта».

Из непарламентских партий шансы попасть в седьмую Госдуму, по мнению большинства экспертов, есть у «Родины», список которой могут снова возглавить харизматичные Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев, и у «Яблока», которое наиболее активно проявляет себя на либеральном фланге.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (5522) от 14.08.2015.


Комментарии