Грозят ли Саркози тюремные застенки?

Главная международная сенсация прошлой недели - задержание французской полицией экс-президента страны Николя Саркози. Приехав в среду утром в национальное бюро по борьбе с коррупцией, финансовыми и налоговыми преступлениями в качестве свидетеля, Саркози через двое суток вышел из полицейского участка уже в статусе подследственного.

Грозят ли Саркози тюремные застенки? | Фото Li Genxing Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

Фото Li Genxing Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

Полиция свои действия особо не комментировала, но, по данным близких к следствию источников агентства France-Presse, бывшего президента задержали по делу о незаконном финансировании его предвыборной кампании в 2007 году ливийским режимом Муамара Каддафи. Допрос Саркози длился в общей сложности 26 часов.

Статус подследственного, который был присвоен бывшему главе государства после двухдневного допроса, налагает на него определенные обязательства. Так, у Саркози остается заграничный паспорт, но он не сможет выезжать в четыре страны - Ливию, Египет, Тунис и ЮАР. Экс-президент также не вправе встречаться с девятью другими фигурантами досье. Среди них - бывшие министры внутренних дел Франции Клод Геан и Брис Ортефе. Впрочем, такие ограничения - достаточно классическая мера для французской правоохранительной системы.

У дела о «ливийском следе» очень длинная история. Впервые о финансировании кампании Саркози заявили в начале марта 2011 года ливийские власти. В частности, сын Муамара Каддафи Сейф аль-Ислам в интервью телеканалу Euronews потребовал от тогдашнего французского президента признать факт получения финансовой помощи от ливийского правительства. В марте 2012 года издание Mediapart распространило интервью с предпринимателем Зиядом Такиеддином. Франко-ливанский бизнесмен рассказал, что в 2006 - 2007 гг. передавал чемоданы с наличностью самому Саркози и его соратнику Клоду Геану (с 2007-го по 2011 год - генеральный секретарь администрации президента). Сообщается, что в общей сложности Каддафи через посредников пополнил черную кассу избирательного фонда Саркози на 50 млн евро. В январе 2014 года телеканал France 3 TV опубликовал интервью Каддафи от 16 марта 2011 года, где он признался, что финансировал кампанию Саркози, но точную сумму ливийский лидер не привел. Французские следователи полагают, что Саркози и его приближенные нарушили установленный законом лимит избирательного фонда в 22,5 млн евро. Дополнительные финансовые возможности, по мнению политических противников экс-президента, позволили Саркози одержать победу на выборах 2007 года.

Среди международного аналитического сообщества существует также мнение, что финансовые отношения Саркози с Каддафи имеют не только коррупционную составляющую. Дела, связанные с Ливией, могут серьезно потрясти как французский, так и европейский истеблишмент в целом. Они также вновь заставляют обратить внимание на истерзанную войной Ливию, где свержение диктатора Муамара Каддафи не принесло улучшений, а, наоборот, ввергло страну в пучину хаоса.

Известно, что Франция, которой в то время руководил Саркози, активно участвовала во вторжении в Ливию. По мнению экспертов, французским президентом в то время двигало желание избавиться от «старого приятеля» Каддафи, который в стремлении избавиться от образа международного изгоя снабжал его средствами. Стоит отметить, что тогдашний президент США Барак Обама, который впоследствии признал операцию в Ливии «самой большой ошибкой» своего президентства, назвал Саркози одним из тех, кто устроил «кавардак» в Ливии. В интервью журналу Atlantic под занавес своего президентства Обама заявил, что Саркози во время операции в Ливии был заинтересован не столько в том, чтобы покончить с Каддафи, сколько в том, чтобы продемонстрировать свою собственную роль. «Саркози хотел продемонстрировать важную роль своей авиации в воздушной кампании, несмотря на то что мы уже уничтожили всю ПВО», - говорил Обама. В свою очередь ведущий эксперт Gulf Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик отмечает, что задержание Саркози, вне всякого сомнения, «прольет свет и на дела других европейских лидеров».

Впрочем, пока французская Фемида не показывает, что готова пойти так далеко. Сам Саркози, естественно, все обвинения в свой адрес с гневом отметает. Буквально на следующий день, выйдя из застенков полиции, он дал обширное интервью первому французскому телеканалу TFI, в котором, в частности, заявил: «Я никогда не предавал доверие французов. Меня обвиняют в страшных делах, хотя у следствия нет ни одного вещественного доказательства по этому делу. Меня обвиняет мафиозная банда приближенных диктатора, чей режим мы уничтожили в 2011 году». «Я с триумфом восстановлю свою честь», - не без пафоса закончил интервью бывший президент Франции.

Мнения французских политиков по поводу задержания Саркози полицией разделились. Так, экс-министр образования в правительстве Жака Ширака Люк Ферри осудил действия правоохранителей. «Зачем нужно это задержание? Президент республики или бывший президент, безусловно, подсуден, как мы с вами. Но есть большая разница между президентом, вами и мной, другими французами: он представлял страну за рубежом. Извините, но задержание Николя Саркози унижает всю Францию, включая тех, кто не голосовал за него. Я считаю, это очень унизительно», - сказал Ферри в эфире французского телеканала LCI. А вот лидер правой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен считает иначе. «Правосудие должно дойти до конца и всерьез. Это дело - не только вопрос финансирования избирательной кампании, оно коснулось также войны, уничтожения главы государства, дестабилизации в стране, за которой последовала массовая миграционная волна», - написала лидер «Нацфронта» в Twitter.

Политологи высказывают мнение и о причинах возобновления дела. Так, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский предполагает, что удар мог прийтись по Саркози изнутри его собственной партии - республиканцев. Сейчас, напоминает политолог, определенные представители данной политической силы ищут точки сближения с другими правыми партиями, чтобы бросить вызов лагерю Макрона в будущем. Кто станет оппозицией по отношению к действующему главе Франции - главный вопрос национальной политики сейчас. На этом фоне, вполне возможно, нынешнее руководство республиканцев решило избавиться от Николя Саркози как от лишней фигуры на политической доске.

Впрочем, большинство аналитиков считают, что расследование дела закончится в пользу экс-президента. Так, известный французский специалист в области государства и права Эммануэль Мишо полагает, что пока нет новых веских доказательств вины Саркози. «Я не думаю, что он будет осужден на реальный срок. Не исключаю, что по итогам расследования может быть применена такая мера, как домашний арест. Крайняя мера, условный приговор. Не более».

#Николя Саркози #коррупция #подследственный

Комментарии