Границы разных интересов

18 марта Узбекистан без какого бы то ни было предупреждения ввел военнослужащих и бронетехнику на несогласованный участок госграницы с Киргизией в районе местности Чаласарт. Киргизия в ответ выставила приблизительно такой же контингент. Буквально через три дня после проведенных переговоров там остались по четыре человека от каждой стороны. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но в Бишкеке последовал громкий политический демарш: президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что может отказаться от участия в предстоящем саммите ШОС, который должен состояться в июне этого года в Ташкенте.

Границы разных интересов | Иллюстрация Oleg-Zabielin/shutterstock.com

Иллюстрация Oleg-Zabielin/shutterstock.com

Каковы же причины приграничного противостояния двух бывших советских республик? Какими могут быть последствия обострения конфликтной ситуации?

«Можно только удивляться тому, как Узбекистан и Киргизия жили мирно в СССР, когда наблюдаешь за их современными взаимоотношениями. Такие отношения обычно мягко называют «недобрососедство», хотя в принципе можно говорить о прямой вражде», – отмечают аналитики журнала «Биржевой лидер». В качестве одной из главных причин то и дело вспыхивающих в Ферганской долине пограничных конфликтов эксперты называют наличие в составе обоих государств анклавов, которые объективно играют роль спорных территорий. При этом делимитация и демаркация киргизско-узбекской границы до сих пор не проведены – отсюда взаимные претензии и споры сторон по отдельным приграничным территориям.

Президент Киргизии обратился за помощью в разрешении пограничного спора к ОДКБ. В заявлении киргизской стороны указывается, что Узбекистан, нарушив международное право, вторгся на территорию Киргизии. Между тем официальный Ташкент по-прежнему утверждает, что действует в рамках договоренностей, никаких договоров не нарушает, а усиление охраны границ связано с празднованием дня весеннего равноденствия Навруза. При этом узбекский комитет по охране государственной границы, в частности, утверждает, что «вся указанная военная техника находится на территории Узбекистана, а охрана участков госграницы осуществляется в соответствии с двухсторонними договоренностями без заходов на неописанные участки».

«Киргизия может обратиться в ОДКБ, но получить помощь сумеет лишь в том случае, если все главы государств – участников ОДКБ признают в этом необходимость», – поясняет военный эксперт Виктор Литовкин. «В данном случае назвать действия Узбекистана угрозой Киргизии нельзя, – считает он. – Граница не делимитирована, а военнослужащие не пересекли ее воображаемую линию. Следовательно, они находятся на своей территории. А значит, Узбекистан имеет полное право принимать любые меры для защиты своей безопасности», – заключает Литовкин.

«Если судить по последнему десятилетию, количество пограничных конфликтов, особенно с участием пограничников и с применением оружия, постепенно растет. Если не произойдет некоего форс-мажора, регионального конфликта, внешнего вторжения террористов или, напротив, страны не договорятся о разрешении конфликтов, мы сможем наблюдать примерно десяток-полтора столкновений со стрельбой и убитыми. Общее ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, снижение уровня жизни населения и закономерный рост криминальной активности будут способствовать постепенному «разогреву» ситуации», – говорит руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.

«Мне думается, что Узбекистан выдвижением своего вооруженного контингента продвигался к своей определенной, весьма важной, можно сказать, стратегической задаче, – говорит киргизский эксперт кандидат экономических наук Калнур Ормушев. – Этот приграничный инцидент резко снизил реалистичность, если не сказать, что совершенно погубил активные планы и действия по привлечению инвестиций на строительство каскада Верхне-Нарынских ГЭС, которые предпринимало руководство Киргизии в последнее время. Не один миллиард долларов, которые требуются для строительства Камбар-Атинских ГЭС, – достаточно серьезная сумма, которую теперь инвесторы вряд ли рискнут вложить в регион, в котором столь обнаженно проявились противоречия, способные так просто и быстро доходить до вооруженного противостояния. Ведь от такого противостояния до столкновения совсем короткая дистанция. Тем более еще свежи впечатления от предупреждения президента Узбекистана, высказанного в Астане, о том, что стремление строить гидроэнергетические сооружения в верховьях горных рек без должного согласования с соседями чревато военными действиями».

«Событием экстраординарным нынешний конфликт на киргизско-узбекской границе не является. Разного рода инциденты, в том числе с трагическим исходом, происходили и раньше. Как ни печально это признавать, скорее всего, они будут продолжаться впредь – пока наконец не устранят причины, вызывающие подобные конфликты, – утверждает кандидат политологических наук Сергей Кожемякин. – Этих причин несколько. К первым, местным, относятся споры из-за использования земель сельскохозяйственного назначения. Как известно, Ферганская долина очень плотно населена, и обрабатывается здесь практически каждый квадратный метр земли. Неудивительно, что отсутствие четкой и согласованной линии границы приводит к конфликтам между сельчанами Киргизии и Узбекистана. Но причины местного уровня связаны с наличием нерешенных межгосударственных проблем».

В качестве таковых политолог называет незавершенный процесс делимитации и демаркации границ, а также серьезные разногласия в сфере водопользования. «Являясь основным сельскохозяйственным регионом Узбекистана, Ферганская долина полностью зависит от водотоков, берущих начало в Киргизии. Этим проблемам не один день. Существуют они как минимум четверть века – с момента развала Советского Союза, – констатирует Кожемякин. – Однако ни со стороны Ташкента, ни со стороны Бишкека нет политической воли для их полного и окончательного разрешения».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (5678) от 08.04.2016.


Комментарии