Горькие плоды экспорта демократии

Предстоящий на этой неделе саммит Евросоюза кроме ставшего уже традиционным вопроса о продлении санкций против России, который не вызывает больших разногласий у глав государств содружества, обсудит насущную проблему, стоящую перед Европой, – что делать с наплывом мигрантов из Африки. Единого мнения, как выйти из этой ситуации, у европейцев нет.

Горькие плоды экспорта демократии | ФОТО AuraLux/shutterstock.com

ФОТО AuraLux/shutterstock.com

Беженцы из стран Северной Африки, переплывающие через Средиземное море, в основном в Италию, появились фактически сразу после череды революций, прокатившихся по региону в 2011 году. Тогда маленький итальянский остров Лампедуза стали атаковать сотни суденышек из Ливии, на которых тысячи африканцев и арабов бежали от разрушительных последствий демократических переворотов в их странах.

Поначалу итальянцы мужественно приняли поток беженцев на себя, но, поскольку он не иссякал, а к выходцам из ближних Туниса и Ливии присоединились мигранты из более отдаленных мест, таких как Судан, Эритрея, Нигерия, Рим забил в набат. Посыпались просьбы к руководству Европейского союза. Высокопоставленные итальянские чиновники пытались договориться отдельно со своими коллегами из европейских стран, получая при этом словесное понимание проблемы, но не конкретную помощь. По проблеме мигрантов высказался даже Папа Римский Франциск, который заявил, что она «усугубилась до такой степени, что требует международного вмешательства и более всеобъемлющего решения».

Для большинства мигрантов Италия не являлась конечным пунктом, однако после того, как Франция ужесточила пограничный контроль, а затем ее примеру последовали Австрия и Швейцария, многие из беженцев застряли в итальянских палаточных лагерях. Получается, что ближайшие соседи и добрые союзники вынуждают Италию решать проблему миграции практически в одиночку.

Понять других членов ЕС, в общем-то, можно, по законам союза, не принять беженцев нельзя, а деть некуда – нелегалов у европейцев и своих хватает, а тут еще «итальянские».

Евросоюз поначалу хотел избавиться от мигрантов решительно, но тупо. Он заставил итальянские власти резко сократить масштабы спасательных операций на море. Мол, если вы не будете их спасать, то они испугаются и не станут подвергать себя опасности «переплыва» через Средиземное море. Но, к сожалению для европейских чиновников, нищие африканцы и арабы не тучные европейцы. Сокращение спасательных операций привело не к сокращению беженцев, а к увеличению гибели людей в море.

По данным тех же европейцев, Средиземное море в этом году пересекли более 100 тысяч мигрантов из Северной Африки и более половины из них высадились в Италии. Такие опасные путешествия закончились трагически почти для 2 тысяч беженцев. Эти цифры превышают аналогичные показатели прошлого года на четверть.

Тогда Евросоюз решил зайти с другой, более гуманной, стороны. В конце мая этого года глава европейской дипломатии, кстати, итальянка Федерика Могерини предложила Еврокомиссии план, согласно которому беженцы должны быть распределены по странам ЕС пропорционально их населению, экономике, уровню жизни и другим факторам. Эту инициативу поддержал ее председатель Жан-Клод Юнкер.

Подробности плана таковы. Предполагается в течение двух лет 40 тысяч беженцев, заметим, нелегальных, добравшихся до берегов Южной Европы, переселить в другие европейские страны. Наибольшая нагрузка должна лечь на Германию, Францию и Испанию. Страны, согласившиеся на такое бремя, получат хороший бонус в качестве компенсации 6 тысяч евро за каждого «нелегала». Всего на эту благотворительность ЕС намерен потратить 240 млн евро. Причем эти расходы уже заложены в проект бюджета на следующий год.

Интересны и цифры приема беженцев для европейцев. Тем более что они стали настоящим яблоком раздора для дружных союзников. Согласно планам Брюсселя, 22% беженцев будут отправлены в Германию, 17% во Францию, 11% в Испанию, далее следуют Польша (7%) и Нидерланды (5%). Против обязательных квот для принятия мигрантов выступили 10 из 28 стран ЕС. Своим «миграционным оброком» очень была возмущена Испания. Ее глава МИД напомнил высокопоставленным чиновникам Евросоюза, что уровень безработицы в его стране почти 24%, то есть работы не хватает даже испанцам, а тут еще дополнительные мигранты. Бурно отреагировали и прибалты. Ввиду их малой величины «евросоюзники» определили и малый «оброк»: Латвии – 737 «душ», Литве – 710, а маленькой Эстонии почему-то – 1064.

Первым возразил премьер-министр Эстонии, скромно заявивший, что «квоты несправедливы и выстроены на неверных расчетах». Но больше всех возмутилась президент Литвы Даля Грибаускайте. По ее мнению, «всю Африку в Европу мы все равно не переселим». После этого резкого заявления она потребовала уменьшить для страны квоту с 750 «душ» до 250.

Похоже, что европейская солидарность в экстремальных ситуациях пока не работает. Очевидно, что достичь согласия в вопросе справедливого распределения расходов и беженцев по всему Евросоюзу будет непросто. Не очень понятно точное количество потенциальных беженцев, а поэтому для политиков неизвестна и «справедливая доля» для каждой страны.

К тому же внутри ЕС существует правило свободного перемещения, а поэтому, если даже беженцы осядут, скажем, в Польше или Литве, ничто не помешает им сесть в поезд или автобус и переехать, например, в Германию или Испанию и тем самым нарушить все договоренности о квотах.

Отметим, что Запад заработал эту болезненную проблему во многом своими собственными руками, осознанно не вмешиваясь, а иногда даже поддерживая «революционные перемены» в бывших авторитарных режимах Северной Африки и Магриба. Неуправляемая и в большинстве своем нелегальная миграция – это реальность, которую «старушка Европа» получила в конечном итоге.

Вместо демократического освобождения и свободы эти революции принесли в регион хаос, кровь и еще большую нищету. Именно от всего этого и бегут из разоренных и обескровленных африканских и арабских стран в поисках лучшей жизни сотни тысяч людей в благополучную Европу. У беженцев есть своя правда, в конце концов «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Так же, наверное, она есть и у населения благополучной Европы, не желающей принимать «голытьбу» со всего мира. Кстати, мусульман в подавляющем своем большинстве.

Но это разные правды, правда богатого и сытого и правда бедного и голодного...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5484) от 23.06.2015.


Комментарии