«Голуби» не живут в Пентагоне

В феврале прошлого года решение Барака Обамы отдать портфель шефа Пентагона бывшему сенатору-республиканцу Чаку Хейгелу было самым спорным кадровым решением президента-демократа. Сенат одобрил его кандидатуру, одного из самых последних в команде Обамы, со скрипом. В прошедший понедельник 68-летний политик оказался первым, кого из этой команды попросили.

«Голуби» не живут в Пентагоне | ФОТО  Kristoffer Tripplaar/CNP/Zumapress.com

ФОТО Kristoffer Tripplaar/CNP/Zumapress.com

Все в Белом доме было обставлено чинно-благородно. Лично Барак Обама в присутствии самого Хейгела и вице-президента страны Джозефа Байдена объявил об увольнении главы Пентагона, как это принято у нас называть, по собственному желанию. Данное заявление обставили изрядной порцией комплиментов в адрес Хейгела, которого американский президент назвал неординарным и образцовым министром, который «сохранил боеготовность вооруженных сил».

Каковы причины, по которым «неординарный и образцовый» министр покидает свой пост, Барак Обама собравшимся журналистам не объяснил. Не прояснил этого и сам отставник, ограничившийся дежурными фразами о благодарности за предоставленную «привилегию руководить Пентагоном».

Впрочем, еще накануне отставки шефа Пентагона влиятельная The New York Times предположила, что Хейгела убрали из-за того, что он не сумел достойно бороться с распространением «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). На сегодняшний день с новой террористической угрозой, с точки зрения газеты, требуются новые подходы и более решительные руководители.

В свое время Барак Обама, продвигая Чака Хейгела в кресло военного ведомства, достаточно рисковал. За сенатором от штата Небраска тянулась репутация политика, который гуляет сам по себе. Он всю жизнь был республиканцем, но весьма своеобразным, за что однопартийцы называли его «блуждающим форвардом» и недолюбливали. Известно, что, когда Хейгел на прошлых президентских выборах фактически поддержал не своего соратника по Республиканской партии Джона Маккейна, а Барака Обаму, бравый генерал назвал его предателем. Истовым республиканцам не нравилась «голубиная» позиция Хейгела, выступившего в свое время против войны в Ираке, а также то, что он ратовал за прямые контакты с «ХАМАС» в палестинской автономии, что тоже не очень вписывалось в партийные установки.

Хейгел подвергался резкой критике различными правозащитными организациями и гей-активистами за свою консервативную позицию против абортов, а также в отношении службы геев в армии и соблюдения их прав на воинской службе.

Противоречиво отнеслись к назначению Хейгела своим шефом и в армии. С одной стороны, он стал первым главой Пентагона, который прошел войну во Вьетнаме, причем в пехоте в чине солдата. С другой стороны, вьетнамский опыт остался единственным военным опытом в его биографии, поскольку последующие пять десятилетий он занимался самыми разными сферами деятельности: от бизнеса и политики до преподавания в университете, но никогда не был связан с армейскими проблемами.

Чак Хейгел за два года на посту шефа Пентагона так и остался белой вороной, не сумев влиться в ближний круг президента Обамы. В вопросах военной стратегии президент предпочитал прислушиваться не к министру обороны, а к голосам более влиятельных кадровых военных, в первую очередь к мнению председателя объединенного комитета начальников штабов США Мартина Демпси.

Для верхушки демократов руководитель военного ведомства так и не стал своим по духу. Республиканцы же подозревали, что Обама остановил свой выбор на Хейгеле с определенным умыслом — в определенной неблагоприятной ситуации имеется возможность переложить ответственность за снижение военной мощи США на партийного противника, да еще героя вьетнамской войны. В значительной степени с теми основными задачами, которые Барак Обама ставил перед Чаком Хейгелом, — вывод американских войск из Афганистана и поддержание на должном уровне обороноспособности страны при сокращении военного бюджета — шеф Пентагона более-менее справился.

Обвинять Хейгела в распространении влияния ИГИЛ в мире вряд ли стоит. За опасностью распространения той или иной мировой заразы должен следить вовсе не Пентагон, а многочисленные американские разведывательные органы, по крайней мере если США позиционируют себя в качестве мирового защитника от мирового зла. Задача выбора эффективных методов борьбы с этим злом тоже не прерогатива исключительно начальника американского военного ведомства, это скорее политическая воля президента США и его ближайшего круга, куда, судя по всему, Хейгел допущен не был.

Сейчас идеологические сторонники американского президента всячески пытаются отвести от своего патрона неудобные обвинения в том, что отставка Чака Хейгела могла быть продиктована к тому же и политическими мотивами. А именно, недавним проигрышем демократами выборов в конгресс.

Проиграв с треском прошедшие выборы, Обама и его Демократическая партия реагируют на негативную оценку американцев и принимают меры, меняя кадры, считают их оппоненты-республиканцы. Если кадры не менять, то вся ответственность ляжет на президента, а, уволив шефа Пентагона, Обама показывает тем самым американскому обывателю, что он принял необходимые меры. Точно так же в 2006 году Джордж Буш-младший, проиграв промежуточные выборы, уволил с должности министра обороны Дональда Рамсфелда без видимой причины и назначил на этот пост Роберта Гейтса.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии