Эта длинная дорога к согласию

В начале февраля все мировые агентства облетела долгожданная новость из Берлина. Наконец-то власти Германии, подписав текст их будущего коалиционного договора, решили создать правительство. Оптимизм излучали не только политики, но и серьезные аналитики как в стране, так и за ее пределами. Однако прошло десять дней, и радостные комментарии исчезли с первых полос немецких СМИ. Оказалось, что с формированием «большой коалиции», несмотря на все договоренности христианских демократов и их союзников из баварской ХСС с социал-демократами, не все так просто и радужно.

Эта длинная дорога к согласию | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Примечательно, что основное недовольство немецкого истеблишмента вызывает не содержание подписанного 177-страничного документа, т. е. основы будущей правительственной программы, а распределение министерских постов, а также фигуры Ангелы Меркель и Мартина Шульца в качестве «проводников» этой согласованной программы.

Начнем сначала - с распределения министерских портфелей между партнерами. По итогам переговоров получается так, что кроме должности главы правительства победители парламентских выборов, а они набрали 33%, получают столько же министерских постов, как и их младший партнер - социал-демократы, которые, напомним, набрали лишь 20% голосов избирателей, показав на парламентских выборах наихудший в истории СДПГ результат.

Кроме количественных показателей министерских портфелей существует еще и их качественная оценка. Так вот по этому признаку, по общему мнению, не только сторонников правых, но и объективных наблюдателей, социал-демократы получают больше, чем могли бы рассчитывать.

У социал-демократов будут три ключевых поста, которые позволяют в дальнейшем оказывать решающее влияние на политику страны: должность министра иностранных дел, главы министерства труда и социального обеспечения и министра финансов. Главе иностранного ведомства, так уж сложилось в германской политике, традиционно сопутствуют высокий рейтинг и популярность. Министерство соцобеспечения (не министерство обороны или МВД!) имеет самый богатый бюджет и может напрямую влиять на социальную политику, а значит, и на электоральные предпочтения. И, наконец, минфин, который напрямую распоряжается пузатой «германской кубышкой», кстати, распределяя миллиарды евро не только внутри страны, но и определяя их сумму для Евросоюза.

Иными словами, Меркель ради создания нового правительства или своего четвертого срока, как кому больше нравится, по мнению и аналитиков, и многих ее однопартийцев, провела неудачно коалиционные переговоры и пошла на неоправданные уступки находящимся в глубоком политическом кризисе социал-демократам. Дошло даже до того, что Ангела Меркель на прошлой неделе, отвечая на вопросы корреспондента немецкого телевидения, вынуждена была признать, что за согласие социал-демократов войти в «большую коалицию» ХДС пришлось заплатить очень высокую цену. Переуступку минфина СДПГ она назвала «болезненной», но все же «приемлемой», поскольку только так можно было избежать срыва переговоров, что «привело бы партию к более рискованным перевыборам». Тем не менее такое объяснение не удовлетворило значительную часть христианских демократов, и многие из них считают госпожу Меркель «устаревшей моделью» современного государственного деятеля, не способного адекватно отвечать на новые вызовы.

Еще хуже положение у социал-демократов и лично Мартина Шульца. Складывается поразительная ситуация: несмотря на изрядные бонусы, которые левые выторговали на переговорах с Меркель, как показывают все последние социсследования, рейтинг СДПГ все равно падает и на данный момент составляет всего 17%, что только на 2 пункта больше, чем у праворадикальной «Альтернативы для Германии». Аналитики полагают, что кризис доверия к СДПГ связан с личностными характеристиками Мартина Шульца и той кадровой чехардой, которая царит в последнее время у социал-демократов. Примечательно, что за 18 лет, которые Ангела Меркель возглавляет ХДС, в СДПГ поменялись уже шесть председателей.

Мартин Шульц, менее года назад избранный на съезде партии почти единогласно, 9 февраля решил сложить свои полномочия и, возможно, вовсе уйти из большой политики. Это произошло в результате внутрипартийных протестов, вызванных желанием Шульца занять пост главы внешнеполитического ведомства в новом правительстве, хотя ранее он неоднократно заявлял, что ни при каких обстоятельствах не пойдет в правительство, возглавляемое Меркель. Налицо также конфликт между Мартином Шульцем и Зигмаром Габриэлем, на сегодняшний день самым популярным социал-демократическим политиком, нынешним главой МИД, чей пост хотел бы занять Шульц. Впрочем, рядовых социал-демократов волнует не столько то, кто станет во главе внешнеполитического ведомства, сколько та неразбериха, которая царит в их партийных верхах. А мнение рядовых партийцев в нынешней политической ситуации становится чрезвычайно важным, поскольку именно они должны зажечь зеленый или красный свет перед новым правительством.

Дело в том, что в результате поименного голосования всех 470 тысяч членов СДПГ, которое начнется на этой неделе, в первых числах марта определится судьба нового кабинета министров. Если большинство социал-демократов выступят за альянс с Меркель, то фрау канцлерин пойдет на четвертый срок, если нет - возможны варианты.

Пока что у руководства СДПГ теплится надежда, что рядовые партийцы, хотя и скрипя зубами, все-таки одобрят соглашение с ХДС-ХСС. Правда, в их рядах существует очень активная группа оппозиционеров во главе с лидером молодежного крыла партии Кевином Кюнертом, которая резко выступает против продолжения сотрудничества с правыми. Лидер социал-демократического «комсомола» даже призвал противников коалиции срочно вступать в СДПГ, чтобы те смогли участвовать в голосовании по одобрению коалиционного договора. По данным немецкой прессы, за последние несколько недель в СДПГ успели вступить более 20 тысяч человек, но смогут ли они переломить ситуацию - большой вопрос.

Если же в результате письменного голосования противники альянса «прокатят» Меркель и Ко, то госпожа канцлерин окажется перед выбором между чумой и холерой. Или формировать крайне нестабильное правительство меньшинства, от чего она уже отказывалась ранее. Или вести дело к новым парламентским выборам, в которых, как считают социологи, ХДС-ХСС и СДПГ даже вместе рискуют не получить парламентское большинство и потерять право выдвигать из своих рядов кандидатуру на пост канцлера.

#Германия #коалиционный договор #правительство

Комментарии