Главная городская газета

ЕС берет под  козырек

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Политика

Австрия ставит на молодость

Досрочные парламентские выборы в альпийской республике, скорее всего, приведут к созданию «черно-синей» коалиции Читать полностью

Когда дым рассеется

Нынешним двигателем каталонского сепаратизма является сугубо экономика, которая питает большинство проблемных регионов во всех странах. Читать полностью

С миссией культурного плюрализма

Культурный плюрализм и его вклад в устойчивое развитие - такова основная тема, вынесенная на обсуждение Ассамблеи Межпарламентского союза (МПС). Читать полностью

Пришествие Бориса

Ключом к разгадке феномена Ельцина является вера российского народа в пришествие «избавителя». Читать полностью

Премия за процесс

Нобелевская премии мира за 2017 год присуждена Международной компании по отмене ядерного оружия (ICAN). Читать полностью

Миротворец Мирзиеев

Давно враждующие между собой центральноазиатские страны делают шаги к примирению Читать полностью
Реклама
Реклама
ЕС берет под  козырек | Иллюстрация canadastock/shutterstock.com

Иллюстрация canadastock/shutterstock.com

Состоявшийся в июне саммит Европейского союза рассмотрел сценарии дальнейшего сотрудничества в области безопасности и обороны. Многие эксперты убеждены, что ЕС явно движется к созданию собственной армии.

Тернистый путь к общей обороне

Дорога к европейской интеграции в области оборонной политики имеет длительную историю. Еще в начале холодной войны по инициативе Великобритании и Франции был создан Западный (позднее - Западноевропейский) союз, имевший свой общий штаб и объединенное командование сухопутных, морских и воздушных сил. Качественный скачок в таком «военном строительстве» произошел в 1952 году, когда шесть государств подписали договор о Европейском оборонительном сообществе (ЕОС). Этот пакт как раз предполагал формирование европейской армии в составе 40 дивизий, создание общих военно-политических институтов, единого военного бюджета. Однако национальное собрание Франции в 1954 г. голосами правой и левой оппозиции отказалось ратифицировать договор о ЕОС. Первый проект «европейской армии» был похоронен.

В течение нескольких десятилетий особенной активности именно в рамках Западной Европы не наблюдалось. Ведь главной реальной структурой, отвечавшей за оборону и безопасность западноевропейских государств, выступало НАТО, а его лидер - Соединенные Штаты располагали десятками прекрасно оснащенных, в том числе и ядерным оружием, баз от Скандинавии до Пиренейского региона.

Однако окончание холодной войны и трансформация ЕЭС уже в политический Евросоюз вновь привели к интенсификации внешнеполитического и военно-политического сотрудничества европейских стран. Давший жизнь ЕС Маастрихтский договор (он вступил в силу в 1993 г.) ознаменовал запуск общей внешней политики и политики безопасности. В рамках этой политики страны - члены Евросоюза могли предпринимать совместные действия - гуманитарные миссии и военные операции в «третьих странах».

Актуальный Лиссабонский договор, подписанный десять лет назад, провозгласил уже общую политику безопасности и обороны (ОПБО). Одной из важнейших ее целей помимо защиты ценностей и безопасности европейских стран было названо «сохранение мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности» в соответствии с целями и принципами Устава ООН. ОПБО включает в себя совместные операции по разоружению, гуманитарные и спасательные цели, предоставление военных советов и помощи, предотвращение конфликтов и поддержание мира; в ее рамках определяются также задачи боевых сил в процессе управления кризисами.

На перекрестке дорог

Еще более десяти лет назад было принято решение о создании оперативного центра Евросоюза и единого контингента «корпусного уровня», способного объединить до 15 бригад и до 100 тысяч единиц личного состава, сотни боевых самолетов и судов. Германия, Франция, Великобритания и Италия выделили на это общее военное дело самые крупные контингенты. С 2003 года ЕС принимал участие примерно в 30 военных операциях на трех континентах. Европейские офицеры и военнослужащие восстанавливали спокойствие после мощного цунами в Индонезии, разворачивали базы для защиты беженцев в Мали и ЦАР, боролись против морских пиратов у берегов Сомали...

Но все-таки возникает закономерный вопрос: почему именно сейчас, на фоне еще не до конца преодоленных последствий глобального кризиса, разговоры о «европейской армии» приобрели такую актуальность? Конечно, в подготовленной Европейской комиссией «Белой книге» о будущем Европы даются обобщенные ответы, что это связано со многими современными вызовами для ЕС и его безопасности: усилением миграционных потоков, кризисом беженцев, угрозами климатических изменений, ростом террористической опасности. Но не будем забывать, что, во-первых, практической работой на данном направлении лидеры стран - членов ЕС занялись под воздействием ухудшения политических отношений между Западом и Россией после 2014 года, а во-вторых, процесс лишь усилился после победы на выборах в США Дональда Трампа. Эти внешние факторы вовсе не случайны. Заявления главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера и канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что европейцам пора взять собственную судьбу в свои руки, следует рассматривать и в контексте «военного строительства».

При этом, естественно, нельзя однозначно говорить, что вопрос о единых вооруженных силах ЕС предрешен и не сегодня завтра мы станем свидетелями рождения европейской армии. Сейчас ЕС и его руководители находятся на «перекрестке дорог», когда сама перспектива будущего союза находится под вопросом.

Когда согласия нет

Ж.-К. Юнкер, не только возглавляющий Европейскую комиссию, но и фактический лидер самой влиятельной в масштабе ЕС Европейской народной партии (ЕНП), в прошлом году заявил: «Европа не может позволить себе зависеть от военной силы других стран. Мы должны отвечать за защиту наших интересов и нашего европейского образа жизни».

Но когда «народники» и поддерживающие их подход либералы и консерваторы призывают к созданию «европейской армии», они довольно откровенно говорят, почему с этим процессом следует спешить. Так, в материалах последнего съезда ЕНП говорится: «Необходимо удерживать решительным и эффективным способом противника от всякой русской агрессии против членов ЕС и НАТО». По-моему, о том, кто является врагом номер один в глазах европейских правоцентристов, доминирующих почти на всех этажах ЕС, сказано ясно.

Умеренно левые круги европейской политики (Партия европейских социалистов и Европейская «зеленая» партия) занимают более осторожную позицию. Они опасаются, как бы перспектива «европейской армии» не усилила милитаристские тенденции в Старом Свете. Однако большая часть левоцентристских сил в ЕС считает возможным в будущем продолжить путь в сторону интеграции военных бюджетов, расходов и вооруженных сил стран - членов союза.

Неудивительно, что свой голос против «евроармии» поднимают те силы, которые относятся в Европе к антисистемной оппозиции. Так, возглавляющий объединяющую в своих рядах коммунистические и левосоциалистические национальные партии Партию европейских левых немецкий политик Грегор Гизи призывает «сказать «нет» идее «европейской армии», поскольку она функционирует рука об руку с воинственной организацией НАТО». В свою очередь и европейские крайне правые также настроены критически.

Три сценария

Первая половина 2017 года подтверждает, что в самых разных (как политических, так и военных) коридорах тема «европейской армии» приобретает все большую актуальность. В мае министры обороны европейских стран приняли текст об усилении инструментов быстрого реагирования, включая совместные боевые подразделения. Их финансирование в будущем планируется осуществлять за счет формирующегося в ЕС оборонного фонда. В свою очередь объем финансирования самого этого фонда определен в весьма крупную сумму - 5,5 млрд евро. Прежде всего этот фонд будет направлять средства на исследования в сфере инновационных военных технологий.

Как отмечают в Еврокомиссии, «аргументы в пользу возрастающего сотрудничества по безопасности и обороне в ЕС многочисленны. Угрозы, которым противостоит Европейский союз, не признают национальных границ. Они набирают силу. Лучший способ бороться с ними - это сотрудничать».

Все это, безусловно, так. Но ведь сегодняшний ЕС нуждается в финансировании и многих других программ и направлений, скажем так - «мирных», гражданских. В союзе есть как страны, настроенные на более федералистскую логику политических взаимоотношений, так и те, кто в большей степени привязан к собственному национальному суверенитету. Хотя большая часть членов ЕС состоит одновременно и в НАТО, почти на всех флангах Евросоюза (на западе, севере, в центре Европы, Средиземноморье) имеются нейтральные государства со своим собственным видением эволюции международных отношений.

Очевидно, что продвижение к «евроармии» в нынешних условиях простым не будет. Во многом в силу данной непростой конфигурации сил на июньском саммите Европейского совета президенты и премьер-министры стран-членов рассмотрели три основных сценария «военного строительства». Собственно, они представляют собой разное видение будущего самого ЕС. Первый сценарий исходит из кооперации в области безопасности и обороны, пусть и более «регулярной», чем сейчас, но происходящей сугубо на добровольной основе. Вторая опция предполагает «разделенную безопасность и оборону», что подразумевает более солидарные действия при совместном участии в разрешении внешних кризисов. Наконец, третья перспектива направлена на совместную оборону, когда солидарность и взаимная помощь между странами-членами станут нормой.

Вот именно последний, третий, сценарий (в случае его победы над остальными) и предполагает создание общих вооруженных сил в Евросоюзе. На данный момент, повторю, еще ничего окончательно не решено. Но это уже факт: общий оборонный фонд как структура присутствует во всех трех сценариях. И каждый из них в той или иной мере предполагает усиление военно-политической кооперации европейских стран.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook