Ереван балансирует

В конце ноября Армения и Евросоюз заключили между собой соглашение о «всеобъемлющем и расширенном партнерстве». Оно представляет собой «обезжиренный вариант» договора, который Ереван отверг четыре года назад, предпочтя ему Евразийский экономический союз с Россией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией. Заключенное в Брюсселе соглашение вызвало неоднозначную реакцию у экспертного сообщества в России и отечественных СМИ.

Ереван балансирует  | Иллюстрация Constantin Cosmin/shutterstock.com

Иллюстрация Constantin Cosmin/shutterstock.com

Основная волна претензий к Армении со стороны некоторых российских политологов понятна и вроде бы объективна. Как может наш основной союзник на Кавказе, страна, недавно принятая в ЕАЭС, член ОДКБ, к тому же границы которой защищают российские пограничники, заключать союз с геополитическим противником России?

Впрочем, ответ на этот кажущийся риторическим вопрос не так прост и однозначен, как представляется некоторым нашим экспертам. И, чтобы непредвзято разобраться в этой проблеме, не мешало бы вспомнить, что происходило в российско-армянских и армяно-европейских отношениях четыре года назад, когда Москва и Брюссель активно пытались завлечь Ереван в орбиту своих интересов и союзов. Возможно, это станет тем ключом, который откроет причину нынешнего решения Армении.

Становление современной независимой Армении проходило в чрезвычайно сложных геополитических условиях. Так получилось, что в результате нагорно-карабахского конфликта страна оказалась блокированной с западной и восточной сторон враждебными Армении Турцией и Азербайджаном. В этой ситуации Еревану было очень важно сохранять тот зонтик безопасности, который ей предоставила Россия, с одной стороны, и одновременно пытаться получить доступ к экономическим ресурсам Запада - с другой. Поэтому Армения вынуждена была действовать во внешней политике разнопланово, пытаясь балансировать между разными центрами силы. Но в 2013 году Ереван, ведя переговоры и с Москвой и с Брюсселем, в конце концов достаточно однозначно выступил за союз с Россией. Для такого решения были весьма веские основания.

Прежде всего негибкая и даже тупая позиция Запада, заявившего, что Ереван должен играть по принципу «или-или». Или Армения собирается вступать в ЕС, а для этого она обязана прекратить всякие отношения с Россией и ЕАЭС, или «до свиданья». Однако разрыв с Россией без соответствующих компенсаций в сфере безопасности, возможно, и мог принести Армении какие-то экономические блага, но не гарантировал защищенность из-за незатухающего конфликта в Нагорном Карабахе. Ереван выбрал в 2013 году безопасность и ЕАЭС вместе с ОДКБ.

Ныне геополитическая и экономическая ситуация изменилась. Брюссель, здорово обжегшись с аналогичным соглашением с Украиной, с которой он в том же 2013 году также действовал по принципу «или-или», теперь уже наглядно демонстрирует, что членство в Евразийском экономическом союзе совсем не мешает партнерству с ЕС. Более того, Евросоюз, идя на подписание договора с Арменией, согласился исключить из него те ключевые положения о создании зоны свободной торговли, которые были так важны для него три года назад и которые, по сути, уничтожили всю украинскую экономику.

Армения также нуждается в поддержке ЕС, прежде всего в экономической сфере. Стране необходимо решать проблему регулирования государственного долга, который, по данным Национальной статистической службы, существенно вырос за последние три года и достиг 6 млрд долларов, что для небольшой страны с трехмиллионным населением представляет достаточно большую величину. Также Ереван заинтересован в поиске дополнительных источников инвестиций и получении новых современных технологий. Следует отметить, что хотя Россия и является крупнейшим инвестором в армянскую экономику, но за последнее время потоки российских вложений в нее заметно снизились.

Опять же не следует забывать, что подписанный Арменией договор готовился как минимум с 2015 года и неоднократно обсуждался и с Россией, и в формате ЕАЭС. Представители официальных структур (МИД РФ, Евразийская экономическая комиссия) неоднократно высказывались в том духе, что новый документ не противоречит участию Армении в других интеграционных проектах. Да и визит президента Армении буквально накануне подписания соглашения с ЕС в Москву и его встреча с Владимиром Путиным говорит о многом.

Справедливости ради отметим, что соглашение включает в себя один не очень приятный для российских экономических интересов пункт. Он касается закрытия Мецаморской АЭС, которая была построена во времена СССР, а ныне курируется «Росатомом». АЭС обеспечивает около 40% электропотребления страны, является зоной интересов России, и включение пункта о ее закрытии не может не рассматриваться Москвой как недружественный шаг. Правда, в оправдание Еревана следует заметить, что в первоначальном варианте договора Брюссель требовал незамедлительного закрытия АЭС, а в подписанном соглашении речь уже идет о выработке армянской стороной «дорожной карты» по реформированию энергетического сектора с учетом объективных сроков (сейчас это 2026 год) эксплуатации Мецаморской АЭС.

Теперь сухой остаток из нынешней ситуации. Во-первых, все внешнеполитические решения Армения принимает, глядя на реакцию России и исходя из интересов других участников евразийского блока. Во-вторых, официальная Москва ни разу не выступала против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. В-третьих, Россия, хорошо осознавая доминирующую и безальтернативную роль в обеспечении военной безопасности Армении, может спокойно относиться к многовекторной внешнеполитической деятельности Еревана. В-четвертых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезной стратегической связи с Брюсселем. Ну и, наконец, данное соглашение может при определенных условиях стать выгодным для России, поскольку, судя по всему, способно служить действенным политико-экономическим мостом между Москвой и Брюсселем, что важно всем трем заинтересованным сторонам.

#Армения #Евросоюз #экономика

Комментарии