Эрдоган укрепляет вертикаль

В середине января турецкий парламент сделал решительный шаг для превращения страны в суперпрезидентскую республику, а Реджепа Эрдогана наделить суперпрезидентскими полномочиями. После потасовки в великом национальном собрании, в которой лидеру провластной Партии справедливости и развития (ПСР) недовольные оппозиционеры даже сломали нос, депутаты все-таки одобрили основные положения конституционной реформы. Они предполагают коренные изменения формы правления в стране.

Эрдоган укрепляет вертикаль | Иллюстрация Mikhail Starodubov/shutterstock.com

Иллюстрация Mikhail Starodubov/shutterstock.com

Поправки к конституции еще окончательно не приняты, за них должны проголосовать еще раз в парламенте. Однако, исходя из того, что провластные партии имеют в нем 355 голосов при необходимых для утверждения минимума в 330 голосов, понятно, что успех эрдогановским силам обеспечен.

Конечно, ПСР не хватает голосов для проведения реформы исключительно через парламент, для чего им нужна поддержка 367 депутатов. Но все аналитики едины в том, что сторонники президента сумеют набрать необходимое число голосов на будущем референдуме, который окончательно превратит Турцию в президентскую республику и тем самым еще более усилит вертикаль власти, последовательно выстраиваемую Эрдоганом уже на протяжении ряда лет. Ведь что бы ни говорили об авторитарных замашках турецкого президента, он пока что опирается на реальную и широкую поддержку населения.

Почему будущие конституционные изменения должны превратить Турцию в сверхпрезидентскую республику? Тут все очень просто. Ключевыми пунктами реформы станут следующие положения в измененной конституции.

Президент получает право издавать указы, не вынося их на рассмотрение парламента. Также он будет обладать правом назначать вице-президента, министров, губернаторов и других высокопоставленных официальных лиц страны. Кроме этого он сможет назначать 12 из 15 членов конституционного суда и получит право передавать на рассмотрение КС любые законы, принимаемые парламентом. При всем при этом президент получит право на время пребывания на своем посту оставаться лидером политической партии.

Помимо расширения полномочий главы государства реформа также предполагает увеличение числа членов национального парламента (с 550 до 600) и право стать народным избранником не с 25 лет, как это было до сих пор, а с достижения 18-летнего возраста. Срок полномочий парламента должен будет увеличиться с четырех до пяти лет.

Вышеперечисленный перечень грядущих изменений наглядно свидетельствует, что на место прозападной демократической ориентации и следованию идеалам основателя современной Турции Кемаля Ататюрка в реальную жизнь страны будут приходить элементы неоосманизма, исламизма и авторитаризма. В каком объеме, скорости и глубине проникновения в жизнь страны - отдельный вопрос.

Заметим, что нынешние преобразования не первые. Десять лет назад прошла конституционная реформа, которая среди прочего превратила парламентскую систему управления страной в смешанную - президентско-парламентскую. Тогда, в 2007 году, полномочия президента были увеличены, а сам пост главы государства стал выборным не парламентом, как было прежде, а всеобщим голосованием.

Спустя три года Эрдоган провел еще один этап преобразований, которые имели задачей резкое урезание политического веса армии. Это был наиболее явный отход от наследия Кемаля Ататюрка, который в свое время сделал именно армию гарантом светского и прозападного пути развития страны.

Впрочем, как показали события лета прошлого года, когда военные попытались свергнуть президента, Эрдоган не зря опасался армии и пытался ограничить ее влияние на политическую жизнь страны.

Идеология преобразования, как и реальная политика турецкого лидера, постепенно становится самостоятельной философией, которую на Западе уже окрестили как «эрдоганизм». Эрдоган превратился в самого влиятельного турка со времен Ататюрка. Он доминирует в партии, правительстве, парламенте, контролирует и направляет деятельность судебной власти, трех четвертей турецких СМИ.

Пользуясь неудавшимся переворотом, Эрдоган стал брать под контроль значительную часть бизнеса, отнимая ее у предпринимателей, заподозренных в симпатиях к главному своему политическому врагу Фетхуллаху Гюлену. Сейчас тучи сгущаются над бывшими близкими соратниками Эрдогана - политиками, стоявшими у основания Партии справедливости и развития, - бывшим президентом страны Абдуллой Гюлем и экс-спикером парламента Бюлентом Арынчем, которых провластные СМИ окрестили предателями внутри партии. В турецком Интернете уже вовсю гуляют слухи о том, что в немилость попал даже недавно смещенный с поста главы правительства Ахмет Давутоглу.

Нельзя сказать, что Реджеп Эрдоган и его идеология полностью отвергают демократию. Это не так. «Эрдоганизм» чтит институт демократии, но трактует его в упрощенной форме. Как уже неоднократно заявлял турецкий лидер, «демократия - это только выборы», и победитель выборов воплощает собой национальную волю. Именно эта национальная воля не может быть ограничена ни законом, ни традицией, ни международными нормами, ни универсальными ценностями. Более того, все выступающие против нее теряют легитимность и могут быть подвержены самым разным ограничениям вплоть до арестов.

Впрочем, все нынешние преобразования и политическая практика не гарантируют новой Турции Реджепа Эрдогана дальнейшего процветания и безоблачного будущего. Пока что страну сотрясают теракты, курдская проблема нарастает, а убийство российского посла стало ярким показателем того, что президент по-прежнему, даже несмотря на жесткую чистку, прошедшую после попытки переворота, не может полностью доверять силовым структурам.

Отдельная, но очень серьезная проблема, которая может иметь непредсказуемые последствия, - состояние турецкой экономики, резко забуксовавшей в последнее время. Также большие трудности стала испытывать турецкая лира, «похудевшая» по отношению к доллару за последние три месяца на четверть. Все это вместе взятое пугает иностранных инвесторов.

Эрдоган, правда, заявил, что падение лиры - это происки врагов Турции, и даже призвал всех патриотов продать ранее отложенные доллары и евро, укрепив таким образом собственную валюту. Однако такого рода высказывания и меры вряд ли помогут исправить финансово-экономическое положение страны и привлекут новые инвестиции.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5868) от 16.01.2017.


Комментарии