Эрдоган обостряет ситуацию?

По большому счету в такой политической ситуации, сложившейся после провала переговоров о создании коалиционного правительства между двумя основными партиями страны, нет ничего удивительного. Она логически вытекала из того расклада политических сил, который определился после парламентских выборов, прошедших в Турции 7 июня.

Эрдоган обостряет ситуацию?  | ФОТО Mikhail Starodubov/shutterstock.com

ФОТО Mikhail Starodubov/shutterstock.com

Напомним, тогда победу на них одержала Партия справедливости и развития (ПСР), политическая сила президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Но эта победа оказалась пирровой, поскольку впервые за последние 13 лет ПСР не получила абсолютного большинства в парламенте, а потому вынуждена была создавать коалиционное правительство. По общему мнению аналитиков, подножку самой влиятельной партии страны подставила курдская Народно-демократическая партия, впервые в своей истории преодолевшая 10%-ный избирательный барьер и получившая представительство в парламенте. Она сумела привлечь на свою сторону значительную часть умеренных курдов, которые раньше отдавали свои голоса правящей Партии справедливости и развития.

Прошедшие в июне парламентские выборы были очень важны для Эрдогана. Он пытался представить их как вотум доверия себе лично, а также стремился получить две трети депутатских мандатов, чтобы через парламент пересмотреть действующую конституцию и при этом наделить президента дополнительными полномочиями, превратив Турцию из парламентской в президентскую республику. Вотум доверия он получил, а вот добро на конституционную реформу и усиление собственной власти – нет.

Широкая коалиция между Партией справедливости и развития и занявшей на июньских выборах второе место оппозиционной левоцентристской Народно-республиканской партией, созданной основателем современной Турции Мустафой Ататюрком, могла бы сохранить стабильность в обществе, но она вряд ли была возможна по идейным расхождениям, и прежде всего из-за того, что оппозиция выступала против усиления власти президента.

Курды изначально заявили, что не будут вступать ни в какие политические объединения, а националисты из Партии национального движения тоже были против конституционной реформы.

Уже сразу после оглашения итогов парламентских выборов было ясно, что договориться о коалиционном правительстве в отведенные конституцией 45 дней не удастся. И прежде всего потому, что союз с любой оппозиционной партией для Реджепа Эрдогана будет тормозом реализации его идей. Хотя он и является независимым от любых партий президентом, но фактически не только остается крестным отцом ПСР, но и всячески использует ее возможности для перекройки конституции.

Внешне казалось, что все это время между лидерами двух договаривающихся партий – властной ПСР Ахметом Давутоглу и оппозиционной НРП Кемалем Кылычдароглу – шли напряженные переговоры о будущем правительстве. Потом оказалось, что суммарная продолжительность двусторонних очных встреч за истекшие полтора месяца составила всего 35 часов, то есть один рабочий день в неделю. Ну очень малый объем диалога для реального достижения договоренностей по столь трудной проблеме.

На прошлой неделе лидер оппозиции на пресс-конференции пожаловался журналистам, что руководитель властной партии так и не смог предоставить реальные механизмы по формированию коалиции. Он лишь предложил НРП стать частью временного правительства на три месяца или оказать поддержку правительству меньшинства, которое будет сформировано исключительно из членов ПСР. Естественно, главная оппозиционная партия отказалась от «неравного политического брака».

Ахмет Давутоглу вынужден был сложить с себя полномочия на право формирования кабинета министров и вернуть соответствующий мандат президенту страны. Реджеп Эрдоган мог бы передать мандат на формирование правительства лидеру второй по численности в парламенте НРП Кемалю Кылычдароглу, но делать этого не стал, а назначил досрочные парламентские выборы, которые должны состояться 1 ноября.

До новых выборов руководство страной будет осуществлять временное правительство, которое поручено сформировать Давутоглу. В него должны войти представители всех парламентских партий. В случае если они откажутся, в кабмин будут приглашены технократы со стороны. До 31 августа временное правительство должно быть сформировано и приступить к работе.

Совершенно очевидно, что для осуществления своих идей Реджеп Эрдоган пошел ва-банк. В результате досрочных выборов он надеется улучшить результат своей партии и получить столь необходимые ему две трети парламентских мандатов. Скорее всего, Эрдоган попытается для этого использовать обострение курдской проблемы. Об этом свидетельствует тот факт, что если сразу после июньских выборов он пытался вести активный диалог с курдами, то потом последовали бомбардировки курдских областей в Сирии турецкими ВВС. Хотя президент объяснял их необходимостью ликвидировать базы радикальных боевиков Курдской рабочей партии, это привело в конечном итоге к активизации курдских боевиков в самой Турции. В августе произошло несколько взрывов, один из которых унес жизни восьми турецких военных, охранявших подходы к резиденции премьер-министра страны.

Аналитики полагают, что обострение ситуации внутри страны, активные действия курдских радикалов нанесут удар по репутации даже умеренной курдской Демократической партии народов. На это и рассчитывает Эрдоган, полагая, что чем острее будет ситуация в стране, тем больше шансов, что умеренные курды и даже часть националистов присоединятся к его Партии справедливости и развития. А это в свою очередь даст ПСР на внеочередных парламентских выборах дополнительные голоса, которые потеряют ее конкуренты.

Весьма рискованная игра с не очень очевидной концовкой. Поведение курдского электората очень трудно прогнозировать. Не исключено, что он может перейти к оппозиционной Народно-республиканской партии, ведь Эрдоган очень много обещал курдам, но не так много из своих обещаний выполнил.

Впрочем, турецкий президент известен своими волевыми качествами, решительностью и последовательностью в достижении поставленной цели, так что ждать от него другого решения и не стоило.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5529) от 25.08.2015.


Комментарии