Эрдоган извинился. Что дальше?

Прозвучавшие в минувший понедельник извинения турецкого президента за сбитый 24 ноября российский бомбардировщик Су-24 вызвали множество комментариев российских политиков и политологов.

Эрдоган извинился. Что дальше? | Иллюстрация Oleksandr Molotkovych/shutterstock.com

Иллюстрация Oleksandr Molotkovych/shutterstock.com

«Судя по той информации, которая предоставлена пресс-службой президента РФ, письмо турецкого лидера действительно содержит два ключевых тезиса, на которых настаивала Россия: во-первых, извинения, во-вторых, готовность к любой инициативе для «облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба» семье погибшего пилота Су-24 Олега Пешкова», – отмечает глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. По его словам, хотя письмо и не озвучено публично, а направлено адресно президенту РФ, тем не менее это важный шаг в сторону России. «Этот шаг подтверждает ключевое: линия поведения, избранная нашей стороной, была на 100% корректной и правильной. Ни военных ответов, к чему призывали некоторые политики, ни уступок и оставления инцидента без ответа, – подчеркивает сенатор. – На мой взгляд, экономический удар оказался самым эффективным – Эрдоган явно не ожидал ни такой решимости от России, ни масштаба последствий ее действий. Пляжи без россиян в Турции и стройки без турок в России впечатлили гораздо сильнее любых военных или политических угроз», – заключил Константин Косачев.

«Полагаю, что этот шаг Эрдогана объясняется тяжестью экономических последствий от наших санкций, – констатирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Теперь они должны выплатить компенсацию материального ущерба и наказать виновных. Только тогда страницу можно будет считать перевернутой».

«Судя по тому, что Кремль положительно интерпретировал текст, изложенный Эрдоганом, это первый шаг к нормализации отношений, – утверждает директор центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. – Этому поспособствовала сложная ситуация, в которой оказался Эрдоган. С одной стороны, это проблемы с мигрантами в Европе, с другой – давление со стороны Москвы, которое оказалось достаточно жестким. В этой ситуации он нашел совершенно адекватную форму. А именно – извинился за гибель летчика и сказал, что ведется судебное разбирательство в отношении предполагаемого убийцы».

«На любой шаг, который сделала Турция, безусловно, будет адекватный ответ. Может быть, какие-то из тех санкций, которые были введены против Турции, будут сняты. Это будет происходить в течение года, двух или трех лет», – предполагает политолог Олег Матвейчев. По его словам, низкая посещаемость туристических направлений для властей Турции является катастрофой.

По мнению политолога и публициста Леонида Крутакова, судьба российско-турецких взаимоотношений не определена, восстановить их в прежнем формате будет сложно. «Вопрос, что будет дальше для россиян. Откроется «ближняя дача», и они будут опять летать туда отдыхать. Что будет с сельскохозяйственными продуктами? Наши должны будут опять переориентировать свои закупки, разрывать уже налаженные связи. Придется отказывать новым партнерам. К тому же начало расти собственное тепличное хозяйство. Возникает масса вопросов, как теперь выходить из этой ситуации. Эрдоган выполнил наши условия, но экономические санкции так просто не откручиваются», – поясняет эксперт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (5732) от 29.06.2016.


Комментарии