Добрые питерские традиции — наш важнейший ресурс

На минувшей неделе, по сути, до осени завершился политический сезон. В пятницу на своей пресс-конференции президент России Владимир Путин подвел итоги первого полугодия, осветив свою позицию по всем значимым внутренним и международным проблемам. В субботу на каникулы ушла Государственная Дума. Однако традиционного для лета антракта в Санкт-Петербурге, похоже, не предвидится. Предстоят досрочные губернаторские выборы, а значит — и горячие споры о том, кто в ближайшие годы должен стоять у руля второго города России, одного из крупнейших мировых культурных, научных, экономических центров.
К тому же всем ясно, что Петербург, получивший хороший импульс в ходе подготовки к своему 300-летию, не должен его потерять. И в этом деле городским властям должна оказывать значительную поддержку власть федеральная. И кому это делать, как не полномочному представителю президента в Северо-Западном федеральном округе.
Петербург в ожидании перемен. Каких? Что должно и что будет меняться в нашей жизни? Об этом шеф-редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Анатолий АГРАФЕНИН и попросил рассказать полпреда президента Валентину МАТВИЕНКО.

Добрые питерские традиции — наш важнейший ресурс | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

— Валентина Ивановна, вы высоко оценили ход подготовки и само проведение юбилея Петербурга. Вы также неоднократно говорили, что 300-летие города на Неве нужно рассматривать как начало большой серьезной работы по реконструкции и реставрации исторического центра, а также поиска системных решений накопившихся за многие годы проблем. Какие из этих задач вы считаете первостепенными, насколько уже удалось продвинуться в их реализации?

— Вы правы, к юбилею сделано многое и город изменился к лучшему. Но, к сожалению, Петербург очень долго не получал того финансового ресурса, который необходим для поддержания его достойного состояния. Город объективно старел, и за несколько лет подготовки к юбилею, конечно же, невозможно одним махом закрыть все многочисленные бреши.

Мы, разумеется, серьезно анализируем и выстраиваем цепочку задач на будущее. Но и без всякого анализа достаточно поговорить с любым горожанином, чтобы сразу представить себе, что его волнует. Он пожалуется на неухоженный и неблагоустроенный двор, состояние дома. Он возмутится, что платит за уборку парадного, а оно при этом никем не убирается, что на лестничной площадке выбиты окна, сломаны двери, отсутствуют кодовые замки. Плохо работает городской транспорт, не лучшим образом обстоят дела в учреждениях здравоохранения и с обеспечением льготных категорий населения лекарствами. И многое-многое другое — то, что наболело, то, что требует немедленного вмешательства властей.

Следующий уровень задач — это стратегия экономического и социального развития города. Необходимость использования того потенциала, который в силу разных причин в полной мере не используется. Это требует более осмысленной стратегической программы. С участием специалистов, руководителей администрации, чиновников. И над этим надо серьезно работать.

Но вместе с тем существуют и оперативные задачи. Настала пора готовить город к отопительному сезону — и здесь опять же нужно особое внимание властей, потому что в последние годы с обеспечением горожан теплом не все было благополучно.

— Для того чтобы что-то делать, нужно иметь и программу, и соответствующие финансовые ресурсы. А у нас иногда, похоже, ни денег, ни идей нет...

— Я бы сейчас не смотрела на ситуацию так мрачно. По многим направлениям уже есть определенный задел. Например, сегодня идет серьезное обсуждение того, как лучше управлять жилищно-коммунальным хозяйством. Выясняется, что средств в этой сфере не так уж и мало. Вопрос в том, как более разумно и эффективно их использовать.

Серьезно мы занимаемся разработкой программы ремонта ветхого и аварийного жилья. Мы же знаем, что сегодня есть немало зданий, в которых запрещено проживать. Эти дома должны попасть в поле зрения в первую очередь, и нужно срочно решать их судьбу — переселять людей, начинать капитальный ремонт или сносить здания. Это требует серьезных ресурсов. В одиночку с аварийным жильем городской бюджет справиться не сможет. Поэтому к делу подключился Госстрой. Но и подпиткой из федерального бюджета также нельзя пользоваться бесконечно. Стало быть, надо искать новые подходы. Идеология большинства программ, которые сейчас готовятся, заключается в том, что мы ищем стартовые ресурсы, для того чтобы запустить осуществление какой-то программы. А потом программа уже должна начать работать сама на себя — безусловно, с участием инвесторов, вложением инвестиций в эту сферу и так далее.

Скажем, по ветхому жилью есть уже договоренность с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым, что специалисты из столицы начнут проект по реконструкции целого квартала «хрущевок». Проект в Москве реализуется хорошо, нужно посмотреть, как он пойдет в наших условиях.

Но никакие тактические и стратегические задачи, какими бы остроактуальными они ни были, нам ни за что не решить, пока мы не сможем понять одну, в общем-то, простую вещь. Я убеждена, нужно менять нравственный климат в городе, атмосферу взаимоотношений между людьми. Рынок рынком, политика политикой, но надо, чтобы мы всегда и при любых условиях оставались ленинградцами-петербуржцами.

Очень много было привнесено в Петербург чужого, такого, что разъединяло город, создавало ненужное противостояние, информационный конфликт. Во-первых, все это было серьезным раздражителем для петербуржцев. Во-вторых, в целом снижало привлекательность Петербурга, в том числе и отталкивало инвесторов. Думаю, сегодня пришло время соединять мосты, объединять все здравомыслящие силы: бизнес, власть и, разумеется, ресурс самих горожан.

— Какой помощи и поддержки вы ждете от горожан?

— Не буду лукавить, меня лично очень резануло, когда на заседании недавнего Госсовета, проходившего в Петербурге и посвященного вопросам культуры, президент Чувашии рассказал, как пошел в гости к своим друзьям. Зашел в парадное и увидел гору окурков, которые не вчера появились... Можно бесконечно обвинять систему ЖКХ, которая не наладила уборку парадных, — это плохо, когда кто-то не выполняет свои непосредственные обязанности. Но ведь речь идет о среде обитания конкретных людей — каждый житель этого парадного ежедневно проходит мимо кучи окурков. И все смирились, опустили руки. Как часто мы чем-то недовольны, но воспринимаем как должное собственное пренебрежение элементарным порядком, культурой поведения в быту, обществе.

Пока власть не включит в процесс возрождения Петербурга самих горожан, ничего сделать не удастся.

И мне бы очень хотелось восстановить добрые питерские традиции любви к городу, гордости за то, что ты в нем живешь, что называешься петербуржцем, что на тебе тоже лежит ответственность и за город, и за его состояние. Этого, разумеется, не добиться сразу, вдруг, одним призывом, в один день. Нужна система мер, начиная с воспитания в школе, семье... Словом, общая системная линия.

Но я убеждена: из таких вещей — отношения, личного участия — и складывается городской климат. В противном случае накапливается внутреннее раздражение и напряжение, теряется социальный оптимизм.

— В последние дни в Петербурге состоялся ряд важнейших событий. В связи с этим насколько близки к истине разговоры о планах передачи Петербургу части столичных полномочий? Есть ли на высоком уровне планы официально оформить особый статус Петербурга?

— Вообще статус у города уже есть. Он признан. Многие Петербург воспринимают именно как витрину — в хорошем смысле этого слова — нашей страны. Град Петра, Северная Пальмира, самый европейский город России... Это все есть у города, этого никто у него не отнимет. Посмотрите, сколько событий прошло в последний месяц: празднование 300-летия, заседание Госсовета, экономический форум, Нобелевская неделя... Город де-факто начал выполнять часть столичных функций. Это была хорошая проверка, показавшая, что Петербург может с ними справляться. Но только осознания этого факта не достаточно. Понятно, что все это важные, нужные, но разовые действа.

Лично я считаю, что нужно перенести часть столичных функций в Петербург по многим причинам. Прежде всего для того, чтобы его сделать более привлекательным, более значимым. Мы также заинтересованы в том, чтобы расширить кадровые возможности для молодежи, которая могла бы видеть свою перспективу, делать карьеру не только в Москве или за границей, а в собственном городе.

Идея передачи Петербургу части столичных функций овладела массами, она овладела умами представителей власти, чиновников. Другое дело — тут не нужно суеты. Нужно понять, какие функции нужны городу.

Думаю, к концу года уже будет ясна идеология этого процесса. А под идеологию будут отработаны организационные и другие меры.

Кстати, неплохо бы, чтобы и сами горожане высказались по этому вопросу. Как это им все видится, как они себе это представляют? Не хотелось бы ничего навязывать городу, не хотелось бы петербуржцев поставить перед фактом. Мол, мы решили — так получите! Будет идти мониторинг, будут дискуссионные клубы, «круглые столы», обсуждения с горожанами и в средствах массовой информации. Важно услышать, что сами петербуржцы думают по этому вопросу.

— Правильно ли я понимаю вашу стратегию: внедряя новое, вы хотите, чтобы люди не просто узнали о каких-то идеях, а примерили их, если можно так сказать, на себя. И либо отвергли, либо вдохновились переменами?

— Конечно. Сейчас самое важное наладить постоянно действующий диалог с горожанами. Честно говоря, пока его нет. Есть какие-то отдельные эпизоды, а системного разговора, возможности услышать петербуржцев — и не просто услышать, но и ответить — не получается. Оттого, наверное, многие люди просто махнули рукой. А говори не говори — все бесполезно, все равно ничего не изменится. А ведь все в конечном счете сказывается на авторитете власти, вопросе доверия к ней. Надо правдиво объяснять горожанам какие-то вещи. И они наверняка поймут, что да, невозможно сразу решить все вопросы. Скажем, осушить все подвалы или отремонтировать все крыши. Но люди должны знать: есть программа, что их дом «стоит в графике», что все будет к определенному сроку сделано.

Ко мне как к полпреду сейчас обратилась одна общественная группа, которая хочет создать систему народного контроля. Я эту идею поддержала. Сейчас мы создаем в разных районах Петербурга общественные приемные. Через них, если они будут пользоваться доверием у жителей, можно наладить систему народного контроля. Включить горожан в процесс обсуждения проблем города. Потом все это нужно проанализировать.

Вот еще к одному важному выводу мы с вами пришли: программа развития города должна формироваться не только учеными и институтами, экспертами и другими специалистами, она должна учитывать отношение горожан. Если они это почувствуют, то станут соучастниками процесса, поддержат любое начинание властей.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (2986) от 24.06.2003 года.



Комментарии