Диалогу нет альтернативы

Вчера в северной столице открылся XV форум «Петербургского диалога». Это событие заставляет нас оценить нынешнее состояние российско-германских отношений.

Диалогу нет альтернативы  | Иллюстрация doomu/shutterstock.com

Иллюстрация doomu/shutterstock.com

Пятнадцатый

Первый такой форум состоялся еще в 2001 году благодаря совместной инициативе Владимира Путина и Герхарда Шрёдера, занимавшего в то время пост федерального канцлера Германии. «Петербургский диалог» как общественный формат предназначен для развития взаимопонимания между Россией и Германией, а также для дальнейшего развития сотрудничества во всех сферах, представляющих взаимный интерес. В рамках организации работают различные тематические группы – «Политика», «Экономика», «Наука и образование» и т. д. На сегодняшний день сопредседателями «Петербургского диалога» с двух сторон являются председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков и бывший министр ФРГ по особым поручениям член правления концерна «Дойче Бан» Рональд Поцалла. Российский секретариат организации базируется на площадке Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

С немецкой стороны в наш город на «Петербургский диалог» прибыл достаточно внушительный десант – десятки политиков, общественных деятелей, представителей научного сообщества и бизнеса, среди которых есть весьма известные имена, включая экс-министра обороны ФРГ Франца-Йозефа Юнга, бывшего главу земельного правительства Бранденбурга Матиаса Платцека, президента ООО «Сименс» Дитриха Мёллера.

В рамках совещаний рабочих групп форума будут рассмотрены самые разные актуальные вопросы, например, «Россия и Германия перед лицом общих глобальных проблем», «Миграционный кризис и его отражение в СМИ»; затронут также и вопросы двухстороннего культурного сотрудничества.

Самим своим существованием на протяжении вот уже 15 лет «Петербургский диалог» показывает: несмотря на объективные сложности, российско-германские отношения имеют хорошее будущее.

Повод для оптимизма

История в ХХ в. не раз демонстрировала, сколь важны не только для судеб своих народов, но и для всего человечества отношения между нашими странами. Когда Россия (СССР) и Германия становились «врагами не на жизнь, а на смерть», это вело мир к катастрофическим последствиям. Десятки миллионов жертв Первой и Второй мировых войн – очевидное тому свидетельство.

Напротив, когда Москва и Берлин находили дороги к сотрудничеству и взаимодействию, это работало как на наши народы, так и на стабилизацию обстановки в мире. Правительства и народы наших стран нашли в себе силы и мужество преодолеть ту атмосферу ненависти и вражды, которая, казалось, навечно могла установиться после 1945 года.

Хрущев и Аденауэр, Брежнев и Брандт, Горбачев и Коль, как бы ни относились мы к их внутренней политике, понимали: для будущего стран и народов, для всей человеческой цивилизации отношения между Германией и СССР имеют приоритетное значение. В итоге к моменту объединения Германии и распада Советского Союза отношения двух стран представляли собой чуть ли не эталонный пример.

В начале XXI в. Германия являлась нашим главным внешнеэкономическим партнером и, пожалуй, наиболее удобным (из крупных стран Евросоюза) партнером в плане политического диалога. Но события 2014 г. вокруг Украины резко изменили ситуацию. Экономические связи резко упали, «особый» политический диалог прекратился.

Тем не менее самая многочисленная и экономически мощная страна ЕС и Россия не могли обрубить создававшиеся долгое время связи. Они остались в рамках взаимоотношений РФ и Евросоюза, в ОБСЕ (где в этом году председательствует именно ФРГ), наконец, в рамках формата «Нормандской четверки». Канцлер Германии Ангела Меркель, недавно одобрившая продление еще на полгода антироссийских санкций, в то же время заявляет: «Я выступаю за постепенное сближение России с европейским экономическим пространством, чтобы в конечном счете у нас появилась экономическая зона от Лиссабона до Владивостока». А министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер признает: без России «нельзя разрешить ни одну крупную международную проблему».

Владимир Путин в свою очередь недавно подчеркнул, что у наших двухсторонних отношений есть «прекрасное будущее». Все это внушает надежду на то, что напряжение в отношениях Москвы и Берлина уйдет со временем в историю...

Санкции раздора

Как верно отмечает руководитель Центра германских исследований Института Европы Владислав Белов, «ситуация в российско-германских отношениях изменилась к лучшему, но при этом политический фон остается прежним. Решающими по-прежнему являются вопросы присоединения Крыма и кризиса вокруг Украины, в том числе реализация Минских соглашений». Ситуация может показаться некоторым образом парадоксальной, если иметь в виду, что единства по «санкционному вопросу» не существует как внутри «большой коалиции», так и в левом и правом лагерях германской политики.

Например, в целом более благосклонно отношение к РФ со стороны левого лагеря. Один из лидеров Социал-демократической партии Германии (СДПГ) В.-Ф. Штайнмайер открыто выступает за начало постоянного диалога с Россией. По его мнению, «санкции не являются самоцелью. Подход «все или ничего» не работает». Примерно так же рассуждает коллега Штайнмайера по правительству вице-канцлер и председатель СДПГ Зигмар Габриэль, сокрушающийся, что РФ сейчас исключена из деятельности «большой семерки».

Определенно против логики

санкций выступает и антимилитаристская партия «Левые», чьи лидеры полагают: НАТО, ЕС и их собственная страна несут свою долю ответственности за украинский кризис и новую фазу конфронтации между Западом и Россией. С другой стороны, руководство еще одной левой партии – «Союз-90 – Зеленые» – считает, что время отмены антироссийских санкций со стороны Евросоюза еще не пришло.

Не приходится говорить и о единстве правого лагеря. Ангела Меркель, являющаяся одновременно и председателем самой влиятельной немецкой партии – Христианско-демократического союза (ХДС), буквально накануне недавнего брюссельского саммита Европейского совета отметила, что «в ближайшее время ЕС продлит ограничительные меры против России», поскольку, по ее мнению, «Минские соглашения со стороны Кремля выполняются не в полной мере».

Но любопытно, что данную риторику не разделяют даже ближайшие союзники ХДС из Христианско-социального союза (ХСС). Во время недавнего визита в Москву лидер ХСС и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер заявил: «Для нас самое важное, чтобы мы углубляли наши отношения, в первую очередь, естественно, экономические отношения, но не только». А правая и «евроскептическая» партия «Альтернатива для Германии», по некоторыми опросам, занимающая сегодня третье место по популярности в ФРГ, вообще официально требует от федерального правительства отказаться от санкционных рычагов в отношении России, поскольку такая политика вредит интересам германских товаропроизводителей и угрожает безопасности в Европе.

О чем говорит статистика

Поскольку ФРГ оказалась одним из протагонистов политики санкций в отношении России, это не могло не сказаться на отрицательной динамике взаимной торговли. Сухая статистика свидетельствует, в частности, что за первые девять месяцев 2015 г. двухсторонняя торговля сократилась на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. В деньгах это означает падение коммерческого баланса на 20 млрд долларов. Российские инвестиции в Германию составили в прошлом году 324 млн долларов против 1119 млн в 2013 г., германские в РФ аналогичным образом сократились с 1537 млн долларов до 393 млн.

Конечно, среди немецких бизнесменов немало тех, кто заинтересован в восстановлении прежнего объема отношений, но здесь не нужно пребывать в плену мифов. Совсем недавно газета «Вельт» привела данные опроса, согласно которым 52% германских топ-менеджеров одобряют нынешнюю правительственную политику в отношении России.

Но, поскольку сама эта политика является достаточно «волнообразной», власти ФРГ признают важность развития коммерческих отношений с нашей страной. Как отметил недавно вице-канцлер Зигмар Габриэль, «даже при нынешнем существенном сокращении объема взаимной торговли Россия остается важным партнером для Германии и ее экономики». Схожей точки зрения придерживаются и высшие российские руководители.

Для нашей страны важны поставки германского оборудования и механических устройств, средств наземного транспорта, фармацевтики и электрических машин. С другой стороны, более 80% отечественного экспорта в ФРГ приходится на минеральное топливо и газы. И Россия, и Германия, каждая по-своему, заинтересованы в газовом сотрудничестве и в успешном завершении проекта «Северный поток-2».

Санкции санкциями, а в 2015 году объемы российских газовых поставок в Европу заметно увеличились, и рекордсменом по покупкам «голубого топлива» стала именно ФРГ, куда поступило более 45 млрд куб. метров газа. В июне в Берлине прошла международная конференция по перспективам энергетического сотрудничества России и ЕС, на которой присутствовали депутаты бундестага и видные германские бизнесмены, что лишний раз показывает заинтересованность и ФРГ, и РФ во взаимном энергодиалоге.

Очевидно, что Россия и Германия просто обречены на интенсификацию экономического и восстановление политического сотрудничества. Это отвечало бы не только интересам российского и немецкого народов, но и всей Европы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5744) от 15.07.2016.


Комментарии