Иран наращивает мощь

Напряженность в регионе Ближнего Востока усиливается все больше.

Иран наращивает мощь | Фото: RonnyK/Pixabay

Фото: RonnyK/Pixabay

«Застрельщиком» процесса, конечно, выступил глава Белого дома. Именно его действия по выходу США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) - так называемой ядерной сделки с Ираном - заставили особо нервных политиков и некоторые мировые СМИ всерьез порассуждать о том, ждать ли в ближайшее время войны в этом регионе.

Тем более что и обманутые персы решили «подбросить полешек» в разгорающийся в регионе очаг напряженности. 5 июня официальный Тегеран проинформировал МАГАТЭ о начале работ по наращиванию производственных мощностей для обогащения урана. Об этом сообщил официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камальванди. Речь идет о расширении возможностей производства в стране гексафторида урана (UF6). Это вещество является необходимым компонентом для обогащения урана - как в мирных, так и в оружейных целях. Сейчас власти Ирана намерены увеличить количество центрифуг, на которых получаются данные соединения. Как пояснил Камальванди, распоряжение расширить мощности для производства обогащенного урана отдал ранее верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи.

Как известно, конфликт между Вашингтоном и Тегераном начался в начале мая, когда США объявили о выходе из ядерной сделки и возобновлении санкций в отношении Ирана. В конце мая госсекретарь Соединенных Штатов Майк Помпео выдвинул 12 требований к Ирану. Он объявил, что Белый дом готовит «жесточайшие санкции в истории» и применит их, если Тегеран не выполнит условия. В частности, по словам Помпео, Иран должен прекратить обогащение урана и предоставить инспекторам доступ ко всем своим объектам. После этого на сайте аятоллы Хаменеи были обнародованы встречные требования, предъявленные им европейским странам. Среди них - гарантии продолжения торгового сотрудничества с Тегераном со стороны банков Старого Света, гарантии стран Евросоюза по поводу продажи иранской нефти. Также Иран потребовал от стран ЕС показать, что им можно доверять, и не затрагивать на переговорах иранскую ракетную программу и региональную активность Тегерана.

Как считают эксперты, нынешний шаг Ирана во многом продиктован пассивной позицией Евросоюза. Несмотря даже на то, что европейские участники договоренности, защищая бизнес-интересы в Иране, высказали намерение сохранить свое участие в СВПД. Анонсируя увеличение мощностей по обогащению урана, иранцы дают понять, что не доверяют независимости Старого Света в принятии решений и не видят наличия политической воли для противостояния США.

«Это пропагандистский запал Ирана, который хочет показать, что в случае окончательного развала СВПД он будет восстанавливать ядерную инфраструктуру, - полагает старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин. - Это также знак европейцам, потому что судьба соглашения висит на волоске. Но есть надежда, что Великобритания, Германия и Франция отвоюют какие-то позиции у Трампа в том, что касается сохранения европейского бизнеса в Иране. Если это удастся сделать (может, не в полной форме, а частично), тогда, я думаю, СВПД сохранится. Правда, в другом виде, без США. В этом случае Тегеран не будет делать шаги, чтобы восстановить ядерную инфраструктуру. Но если все провалится, то Иран возобновит свою программу уже без контроля со стороны МАГАТЭ. А в будущем, возможно, и работы по военной составляющей, то есть по созданию ядерного оружия. Это очень опасно».

Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов акцентирует внимание на вине США в обострении ситуации в регионе. «После того как президент Трамп заявил, что его страна выходит из сделки, в моральном отношении у других участников тоже появилось право считать, что она расторгнута. Сам Иран до недавнего времени говорил о том, что надо попытаться сохранить дух этого соглашения и преодолеть тенденцию разрушения баланса, который был создан путем выработки данного документа. Если Иран сейчас ответит таким образом американцам, это еще больше отдалит нас от спокойствия в регионе и еще больше усугубит и без того сложную ситуацию в плане режима нераспространения ядерного оружия», - подчеркивает эксперт.

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН доктор исторических наук Борис Долгов предположил, как могут развиваться события в дальнейшем. «Я бы все-таки не ставил окончательную точку после решения Тегерана, поскольку здесь существует еще целый ряд обстоятельств. Прежде всего Израиль считает, что само по себе существование ядерной программы приведет к появлению у Ирана ядерного оружия, это неприемлемо для Израиля и США, которые поддерживают Тель-Авив. Я думаю, будут заявления, угрозы в адрес Ирана. Возможно, это приведет к какому-то компромиссу, к началу каких-то новых переговоров, и Иран все-таки продолжит соблюдение этих условий, может быть, на новом уровне. Если же не будет нового соглашения, это может привести к достаточно серьезным последствиям, конфликтным ситуациям между Ираном, США и Израилем», - считает аналитик.

Кстати сказать, на демарш Тегерана сразу отреагировали в Брюсселе. Официальный представитель главы дипломатии ЕС Федерики Могерини Майя Коцьянчич на брифинге заявила: Евросоюз готовит меры, которые направлены не просто на то, чтобы защитить интересы ЕС, но на то, чтобы сохранить ядерное соглашение. «В настоящее время ведется соответствующая работа как на уровне Еврокомиссии, так и с участием экспертов. Мы очень ясно сказали, что сделаем максимум для сохранения соглашения и всех выгод, которые оно приносит Ирану», - заявила Коцьянчич.

Материал был опубликован в газете под № 102 (6211) от 8.06.2018 под заголовком «Чем персы отвечают Трампу».

#Мир #Иран #конфликт #Трамп

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6211) от 08.06.2018.


Комментарии