Боевики уходят на север Африки

Запрещенная в России группировка ДАИШ (арабское название «Исламского государства») благодаря эффективным действиям ВКС России и наступлению сирийской армии теряет захваченные в Сирии территории. То же происходит и в Ираке. В этих условиях лидеры исламских экстремистов одним из вариантов своих дальнейших действий видят перемещение ДАИШ на север Африки, а именно – в охваченную внутренним конфликтом Ливию, где у них уже есть отдельные плацдармы.

Боевики уходят на север Африки | ФОТО Oleg-Zabielin/shutterstock.com

ФОТО Oleg-Zabielin/shutterstock.com

Эксперты ООН недавно заявили, что вакуум политики и безопасности в Ливии усугубляет проблему с местным филиалом ДАИШ, боевики которого значительно расширили контроль над территориями в стране, раздираемой конфликтами.

Буквально на днях новый лидер ДАИШ в Ливии заявил, что экстремистская организация становится все «сильнее с каждым днем» в этой стране. В своем интервью Абдул Куадр аль-Найджди сказал, что он, как новый эмир в ливийских провинциях, постарается укрепить позиции группировки и молится за Ливию, чтобы она стала «авангардом халифата». В то же время видный джихадист предупредил соседние страны, что они не смогут защитить себя от исламских боевиков.

«По информации китайских спецслужб, подразделения ДАИШ занимают прочные позиции на территории Ливии и способны на продвижение в сторону Туниса, – говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Военная разведка США оценивает эту группировку в три – шесть тысяч боевиков».

Что же делать в складывающейся явно не простой ситуации – бомбить экстремистов в Ливии? Такую попытку предприняли американцы 19 февраля, ударив с воздуха по лагерю боевиков в городе Сабрат. Ликвидация одного из лидеров ДАИШ Нуреддина Шушана и около 30 его подчиненных могла бы расцениваться как успех. Но, как выяснилось, вместе с ними погибли и два сотрудника посольства Сербии в Ливии, которых головорезы ДАИШ похитили еще в ноябре прошлого года. А это был уже очевидный дипломатический скандал...

Эксперты сделали из этого прецедента далеко идущие выводы. «Авиаудар США по Ливии 19 февраля раз и навсегда подтверждает полный провал натовской авантюры по свержению Муамара Каддафи в 2011 году». Такое заявление сделал американский специалист по борьбе с терроризмом бывший председатель комитета палаты представителей конгресса США по разведке Питер Хокстра. «Ливия превратилась в несостоятельное государство после того, как НАТО помогло радикальным исламистам – противникам Каддафи убить его, а затем сразу бросило эту страну на произвол судьбы», – констатирует Хокстра. Каддафи, по словам эксперта, был надежным партнером США в борьбе против радикального ислама, а после его убийства «любому лидеру надо на самом деле спросить себя: как можно верить НАТО или Западу?».

Расписался, по сути дела, в политических ошибках – своих и своих европейских партнеров – и президент США Барак Обама. «Когда я прокручиваю в голове события тех дней (2011 года. – А. Р.), думаю о том, что же пошло не так... Безусловно, есть простор для критики – я доверял европейцам в том, что они будут уделять всей ситуации больше внимания, учитывая близость их границ», – рассказал он журналистам. Особо Обама выделил тогдашнего президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. По его словам, Саркози лишился должности на следующий год после начала вмешательства в Ливию, а Кэмерон отвлекся на другие дела.

«Мы хорошо осуществили задуманное. Получили мандат ООН, собрали коалицию, все стоило нам один миллиард долларов – что для военной операции очень дешево. Мы избежали больших жертв среди мирного населения, предотвратили то, что почти точно стало бы долгим и кровавым гражданским конфликтом. Но, несмотря на все это, в Ливии беспорядок», – сказал Обама. Журналисты отметили, что в частных беседах американский лидер предпочитает описывать ливийскую ситуацию выражением «чертов бардак».

Бывший посол Великобритании в Ливии Оливер Майлз отмечает: «Мир стоит сейчас перед дилеммой. В Ливии присутствует ДАИШ, и это представляет собой очень серьезную угрозу для всех нас, в особенности для Европы и Великобритании, а также для США и всего мира. Дилемма же в том, что если мы пойдем на военное вмешательство, то, во-первых, оно, скорее всего, будет не очень эффективным, а во-вторых, если мы будем действовать недостаточно осторожно, это только подтолкнет местное население в объятия ДАИШ».

«Мы знаем об обсуждаемых и открыто и не очень открыто планах военного вмешательства в ситуацию в Ливии, – отмечает в свою очередь глава МИД России Сергей Лавров. – Наша позиция заключается в том, что это можно делать исключительно с разрешения Совбеза ООН. Возможный мандат на операцию против террористов в Ливии должен быть абсолютно недвусмысленно определен, чтобы не допускать каких-либо искаженных, извращенных толкований». Одним словом, урегулируя запутанный во многом ливийский «чертов бардак», важно не навредить. Наступить здесь на те же грабли, что и пять лет назад, было бы непростительной политической ошибкой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (5668) от 25.03.2016.


Комментарии