Атака на Лондон

Долгое время туманный Альбион миновали террористические атаки исламистов. Последний такой случай произошел 7 июля 2005 года. Жертвами четырех утренних взрывов (три в метро, один - в автобусе) стали 52 человека. Это был самый крупный теракт за всю историю Соединенного Королевства. Организатором взрывов была названа «Аль-Каида». Однако в минувшую среду новая волна террора докатилась и до Лондона.

Атака на Лондон | Иллюстрация Matthew Chattle-Barcroft Images/shutterstock.com

Иллюстрация Matthew Chattle-Barcroft Images/shutterstock.com

Экстремист, находившийся за рулем внедорожника, въехал в толпу людей на Вестминстерском мосту. Затем он добрался до здания парламента и напал на полицейского. В результате серии преступлений четыре человека погибли сразу, еще один умер в больнице на следующий день, по меньшей мере 20 прохожих получили разного рода ранения. Примечательно, что атака совпала с первой годовщиной взрывов в Брюсселе и началом антитеррористической конференции в Вашингтоне.

Полиция Лондона назвала имя террориста, который устроил нападение. Это Халид Масуд, ему было 52 года. До начала 2000-х годов его звали Эдриан Элмс. Он родился в графстве Кент, но в последнее время проживал в Бирмингеме. Учитель английского языка в школе и отец троих детей. Мать Масуда белая, отец чернокожий.

Масуд не являлся фигурантом каких-либо расследований в настоящее время, полиция не обладала данными о его намерении совершить теракт. Однако стражи порядка установили, что он уже имел несколько судимостей за нанесение тяжких телесных повреждений, владение оружием и нарушение общественного порядка. Находясь в тюрьме, он принял ислам и стал называть себя Халидом Масудом. Скотланд-Ярд заявил, что ранее Масуду не предъявляли обвинений в терроризме.

По горячим следам полицейские задержали еще десять человек, по их мнению, причастных к террористической атаке, однако через три дня шестерых из них отпустили. К этому времени террористическая организация «Исламское государство», запрещенная в России, заявила, что является организатором теракта в Лондоне.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования премьер-министру Великобритании Терезе Мэй в связи с терактом: «Силы террора действуют все более коварно и цинично. Очевидно, что для противостояния террористической угрозе требуется реальное объединение усилий всех членов мирового сообщества», - сказал президент. Также Путин выразил слова сочувствия и поддержки семьям погибших и пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим. Слова поддержки британскому правительству высказали также руководитель Евросоюза, президенты США, Франции, другие мировые лидеры.

Анализируя случившееся в Лондоне, большинство специалистов сходятся во мнении, что теракты, совершаемые ИГИЛ, приобретают уже новый характер. Так, Евгений Гвоздев, директор программ Европейского центра стратегических исследований, считает, что нападение с использованием ножа и автомобиля является фирменной карточкой терактов, используемой этой организацией. Тем более что в последних выпусках пропагандистского журнала ИГИЛ конкретно призывало своих сторонников в странах Западной Европы к террористическим актам с использованием всех подручных средств.

В целом с ним соглашается и директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов. «Смысл в том, что ИГИЛ как организации нового типа не нужно специально готовить боевиков, засылать их в страны Европы. Достаточно создать модный «бренд» и внедрять его через соцсети. Через какое-то время начинают появляться люди, готовые организовывать так называемый джихад на дому по образу и подобию терактов, совершенных ранее. Человек просто идет и убивает людей подручными средствами: ножом, топором, автомобилем, заявляя при этом, что он сделал это, чтобы отомстить за детей Афганистана, Ирака, Ливии и т. д. При этом само ИГИЛ может даже не знать о существовании данного конкретного человека, но после совершения им теракта исламисты используют это в пропагандистских целях, приписав себе все лавры».

Солидарен с вышеназванными экспертами и член общественного совета при Министерстве обороны РФ главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Теракт в Лондоне организован и исполнен по такой же схеме, как это было сделано в Ницце и Берлине, когда машина используется как орудие массового убийства мирного населения. Такие акты тяжело прогнозируются, поскольку экстремистам не требуется изготавливать взрывное устройство или прорабатывать какой-либо сложный план, так как транспортное средство всегда доступно для злоумышленников и само по себе является опасным для жизни людей», - поясняет эксперт.

Российские политики, естественно, привносят в анализ случившегося политическую составляющую. Так, глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что теракт в Лондоне и уверенность Запада в собственной монополии на истину - звенья одной цепи. Он также считает, что одной из причин нынешних трагических событий в Лондоне и годовщины террористической атаки в Брюсселе стало «непонимание глубины кризиса мультикультурализма в Европе». А вице-спикер Госдумы РФ Ирина Яровая призывает политиков Европы после теракта в Лондоне «очнуться от информационных войн и объединить усилия в борьбе с общим злом - терроризмом». В целом поддержал эту позицию и председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков. В эфире канала «Россия 24» он заявил: «Пока в основном мы имеем заявления со стороны британских политиков, министра обороны, министра иностранных дел о том, что существует российская угроза, но ни разу не была выражена готовность объединить усилия в борьбе с террористической угрозой».

Согласен с этим мнением и председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов, считающий, что теракт в центре Лондона не сможет повлиять на международное сообщество и сплотить его в общей борьбе с терроризмом, так как это явление стало обыденностью в сегодняшнем мире. «Примечательно, что много терактов происходит каждый год, каждый раз это вызывает всплеск разговоров, эмоций и призывов, но в общем. Принципиальным образом в том, что касается международного сотрудничества против терроризма, ничего не меняется. Это свидетельство того, что ничего не изменится и сейчас, ведь в Лондоне - так, конечно, цинично говорить, все-таки погибли несколько человек, есть раненые, но это не тот масштаб, к которому мы начинаем привыкать», - считает аналитик.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии