Антикорпорационный президент

Пока Европа была поглощена выборами нового президента Франции, на Азиатском континенте, в Южной Корее происходили не менее судьбоносные выборы главы государства, которые почему-то оказались обделенными вниманием мировой общественности. А зря.

Антикорпорационный президент | ФОТО Yao Qilin/Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

ФОТО Yao Qilin/Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

Коррупционный скандал, в котором оказался замешанным бывший президент страны Пак Кын Хе, привел к массовым волнениям в Южной Корее, будоражившим несколько месяцев Страну утренней свежести и в конце концов доведший госпожу президентшу до импичмента. Досрочные выборы, которые были объявлены парламентом, проходили в сжатые сроки и привели к власти представителя оппозиции - главу демократической партии Кореи «Тобуро» Мун Чжэ Ина. 9 мая он убедительно опередил на внеочередных президентских выборах всех своих двенадцать соперников, набрав 41,8% голосов избирателей. Уже на следующий день Мун Чжэ Ин был приведен к присяге.

Новому президенту страны 64 года. Он родился в городе Кочжэ, куда его родители попали с севера полуострова после начала Корейской войны. Впоследствии происхождение отца и матери Мун Чжэ Ина неоднократно пытались использовать его политические противники, навешивая на него ярлык «сторонник Северной Кореи».

Несмотря на «неблагонадежность», будущий глава Южной Кореи закончил во втором по значимости городе страны Пусане привилегированную школу Кенам и без особых проблем поступил на юридический факультет не самого последнего университета в стране - Кенхи. Там он попал под влияние вожаков левого студенческого движения, начал борьбу против действующего режима и первый раз угодил в тюремные застенки. Кстати, именно в этом университете он встретил свою будущую жену Ким Чон Сук.

Тогдашний южнокорейский режим был по-своему строг, но справедлив. Студенческого бунтаря исключили из университета и отправили в армию. Но больше никаких репрессивных мер против него принято не было. Отслужив три года в морской пехоте и даже приняв непосредственное участие в боевых действиях в одном из военных конфликтов между Южной Кореей и КНДР, Мун после окончания службы в спецназе успешно сдал государственный экзамен на право заниматься юридической практикой. Хотя тогдашний южнокорейский режим не дал молодому специалисту осуществить свою заветную мечту - стать государственным судьей, заниматься адвокатской практикой ему не запретили.

В начале 1980-х годов Мун Чжэ Ин переезжает в Пусан и там знакомится с уже известным адвокатом и общественным деятелем Но Му Хеном, который помимо правозащитной деятельности был вовлечен и в политику. Когда тот создал партию «Тобуро», Мун стал одним из его партийных помощников. После избрания в 2002 году Но Му Хена президентом Южной Кореи Мун Чже Ин занимает пост старшего советника, а спустя три года становится главой администрации президента. После ухода и неожиданной смерти Но Му Хена в 2008 году к власти в стране пришли правоконсервативные силы, и Мун Чжэ Ин вместе с партией «Тобуро» ушел в оппозицию.

Нынешняя его попытка стать президентом страны уже вторая по счету. Пять лет назад он участвовал в выборах главы государства, но, набрав 48% голосов избирателей, проиграл три пункта победителю, первой в истории страны женщине-президенту Пак Кын Хе. На этот раз удача сопутствовала Мун Чжэ Ину.

Мун изначально был фаворитом предвыборной гонки. Это серьезное преимущество было обусловлено прежде всего скандалом, который привел к импичменту представителя консерваторов, и разбродом, последовавшим вслед за этим в партии власти. Правые выдвинули из своих рядов достаточно популярного представителя - Хон Чжу Пхе, которого за его резкие политические высказывания называли «корейским Трампом». Однако американский сценарий не сработал. Представитель власти, хотя и занял в итоге второе место, отстал от победителя более чем на 20%.

Справедливости ради надо отметить, что победа Мун Чжэ Ина была связана не только с тем, что в стане правых царили разброд и шатания. Ему удалось предложить корейцам весьма перспективную и реальную программу, которая им понравилась. Тем более что по-своему она носила революционный характер, прежде всего в экономической ее части.

Как известно, последние два года экономика Южной Кореи стала пробуксовывать: снизились темпы развития, уменьшился экспорт продукции, в стране увеличилось число безработных, особенно среди молодежи. Собственно говоря, импичмент Пак Кын Хе был связан не только с коррупционным скандалом, но и с недовольством населения своим социальным и экономическим положением. По мнению людей, вышедших на площади и улицы Сеула и других крупных городов страны, оно резко ухудшилось из-за того, что прежняя власть делала однозначную ставку на корейские корпорации-гиганты, такие как Samsung, Hyundai, Kia Motors, LG Electronics. Сложилось положение, когда владельцы корпораций богатели, а население стало жить хуже.

Чутко уловив эту ситуацию, Мун Чжэ Ин предложил направлять усилия будущей власти на поддержку малого и среднего бизнеса и ввести антимонопольные ограничения против крупнейших корпораций, которые при прежней власти к тому же имели неформальные связи с политической верхушкой страны. Такие предложения были с энтузиазмом приняты населением, но с настороженностью - крупным бизнесом. В рамках программы опоры на малый и средней бизнес и борьбы с безработицей Мун Чжэ Ин обещает также принять на государственном уровне ряд мер, которые позволят создать 800 тысяч дополнительных рабочих мест.

Заслуживает внимания и желание нового южнокорейского лидера по-новому выстроить отношения с КНДР. Он обещает отменить политику изоляции Пхеньяна и тем самым идет против политики давления, которую демонстрирует президент США Дональд Трамп. Скорее всего, этот подход сформировался у Мун Чже Ина еще во времена сотрудничества с президентом Но Му Хеном, когда Южная Корея проводила так называемую политику солнечного света - политику сближения и сотрудничества с КНДР.

Не менее радикально выглядит стремление нового президента Южной Кореи пересмотреть условия размещения, прежде всего оплату эксплуатации уже установленной американской системы противоракетной обороны THAAD, а также обещание провести переговоры по этому поводу не только с Вашингтоном, но и с Пекином и Москвой. Впрочем, считать Мун Чже Ина антиамериканским политиком нельзя, скорее всего, Сеул останется верным союзником США, но не будет слепо держаться в фарватере Вашингтона.

Большинство аналитиков склоняются к мнению, что популярность Мун Чжэ Ина основана на обещаниях многое изменить в стране. Однако, как показывает практика, все южнокорейские президенты, будучи претендентами на заветное кресло, сулили электорату коренные перемены во внутренней и внешней политике страны. Однако впоследствии их реальные действия разительно отличались от предвыборных революционных заявлений.

#Мун Чжэ Ин #президент #Южная Корея

Комментарии