Альпийская сказка

Страны Старого Света в своем большинстве сегодня с трудом выходят из кризисного состояния. Однако в современной Европе имеется «оазис благополучия», оказавшийся практически вне последствий кризиса. Речь идет об Альпах...

Альпийская сказка | ФОТО Patryk Kosmider/shutterstock.com

ФОТО Patryk Kosmider/shutterstock.com

Модель
для субрегиона

Несмотря на бравые реляции руководителей Европейской комиссии, все более очевидно, что европейские страны еще достаточно далеки от полного выхода из кризиса. В трудном положении пребывают не только более бедные южноевропейские государства. Различные кризисные элементы (высокая безработица, стагнация экономики, растущий государственный долг, серьезные диспропорции в развитии регионов и т. д.) беспокоят и такие развитые страны, как Франция и Италия.

Однако эти проблемы почти не заметны в тех департаментах Франции и провинциях Италии, которые являются составной частью большого Альпийского региона. Как отмечает французский исследователь Анри Лави, «глобальный финансовый кризис показал, с одной стороны, уязвимость и «невсеобщность» европейской социальной модели, а с другой – реальное присутствие и эффективность того, что все чаще именуется альпийской социальной моделью».

Действительно, расположенные в Альпах регионы и территории Швейцарии, Австрии, Германии, Франции, Италии и Словении выступают как экономические локомотивы для своих государств. Уровень благосостояния и величина доходов их жителей там явно выше, чем в целом по стране (особенно в Италии и Франции), а безработица ниже. Эти территории являются регионами-донорами, социальное развитие которых зачастую служит примером для других центрально- и западноевропейских территорий.

Успешное развитие альпийского субрегиона идет вразрез с популярными у части исследователей сказками о «ленивых и инертных католиках», которые якобы в силу своего вероучения «приговорены» к кризисным сложностям. Ведь в большинстве альпийских регионов проживают именно люди католического вероисповедания. Однако трудно найти в современной Европе более трудолюбивых и бережливых людей, умеющих не только хорошо работать, но и реалистично думать о будущем. «Альпийская модель» показывает также, что на практике осуществление консервативной политики необязательно оборачивается «жесткой экономией» и массированными социальными сокращениями.


Уважая традиции

Если внимательно почитать произведения русских писателей XIX столетия, в частности Достоевского, откроется, что в те времена альпийские просторы представляли собой, в общем-то, довольно захудалую территорию с большим количеством бедного и не очень грамотного населения. Бурный социальный, экономический и технологический прогресс Альпийского региона приходится на послевоенную эпоху.

Но вот что интересно. Если, скажем, всемирно известная скандинавская модель совершенно точно обязана своим появлением и реализации на практике североевропейской социал-демократии, то в случае с моделью альпийской – ситуация противоположная. Не буду отрицать, что в большинстве случаев политика жесткой экономии в современной Европе наиболее последовательно проводится правыми силами. Но именно правоцентристы и консерваторы эффективно руководят различными регионами в Альпах.

Наиболее хрестоматийным примером здесь является южногерманская земля Бавария. Уже более полувека во главе этого региона находится консервативная партия «Христианско-социальный союз» – младший партнер правящих сейчас в Германии христианских демократов фрау Меркель. В еще одной альпийской земле – австрийском Тироле – уже многие десятилетия абсолютное большинство на региональных выборах получают правые партии, а землей управляет консервативное правительство Австрийской народной партии. На недавно состоявшихся выборах во Франции большинство альпийских департаментов этой страны (например, Верхняя Савойя, Верхние Альпы) проголосовали за ведущую правую партию республики – Союз за народное движение.

Альпийские правые, конечно, являются партиями традиции, исторически связанными с патронатом, крупным промышленным и банковским бизнесом, а также с церковью. Но, как справедливо отмечает бельгийский исследователь Жан-Мишель Де Ваель, эти партии «совершенно не чужды новациям, они проповедуют политический стиль прогрессивного консерватизма, благодаря чему стали по-настоящему народными».

Безусловно, имущие слои, буржуазные круги, религиозные избиратели остаются, так сказать, «ядерным электоратом» альпийских правых. Но даже левые аналитики вынуждены признать: проводимая в альпийских регионах внутренняя политика носит социальный характер.


Секреты благополучия

В период глобального финансово-экономического кризиса валовый внутренний продукт альпийских областей в разных странах Центральной и Западной Европы не прекращал расти. Дефицит бюджета, большой государственный (региональный) долг – вещи, неизвестные для альпийцев. Экономический рост в большинстве этих регионов колеблется на среднегодовом уровне 2 – 4%.

Для Альп характерна высокая производительность труда. В Австрии, к примеру, такая производительность на одного занятого превышает 60 тысяч евро в год.

Альпы привлекают к себе прямые иностранные инвестиции, далеко не только из стран – членов ЕС. В начале XXI в. заметно увеличились инвестиции в экономику альпийских регионов, идущие из Северной Америки, Японии, стран Персидского залива.

Добавим также, что в случае с Альпами мы вправе говорить о высоком уровне развития местного сельского хозяйства. Молочные и мясные продукты из Австрии, Южной Германии и Северной Италии известны далеко за пределами альпийских земель. Притом что в большинстве стран – членов ЕС сельское хозяйство сегодня находится в кризисном состоянии.

Альпийский регион, прежде всего швейцарские кантоны, известен также своей прочной финансовой системой. Ну и, конечно, нельзя не сказать о туризме. В Альпы, особенно в зимние месяцы, приезжают миллионы туристов со всей планеты.


Жизнь дорогая,
но система – социальная

Да, для туристов альпийские районы следует признать весьма дорогостоящим регионом. Но если среднестатистический баварец зарабатывает в год свыше 36 тысяч евро, а в Швейцарии среднемесячный размер заработной платы превышает сумму, эквивалентную ныне 250 тысячам рублей, стоит ли удивляться, что цены в приальпийских районах весьма высоки?

Правда, нужно учитывать, что в альпийских странах и регионах действует прогрессивная система налогообложения, и нередко альпийцам приходится расставаться с третью своего дохода, а то и больше. При этом высокая производительность экономик альпийских районов достигается в том числе и интенсивностью трудового процесса. В Швейцарии, например, продолжительность рабочей недели достигает 50 часов, а на пенсию жители Альпийского региона выходят все позже, в ряде случаев уже в 67 лет.

И тем не менее проводимая консервативными силами политика в целом носит в альпийских районах социальный характер. Здесь, как правило, невысокая безработица (к примеру, в Австрии самый низкий уровень безработицы в масштабе ЕС). Большие средства местные власти расходуют на социальную интеграцию людей, потерявших занятость или трудоспособность. Для местных инвалидов и пожилых людей созданы благоприятные условия для адаптации. В любом альпийском городке вы найдете спортивные центры, стадионы, теннисные корты, плавательные бассейны, в которых занимаются местные жители.

Конечно, такое качество жизни притягивает в альпийские провинции европейских стран иммигрантов. Опросы последних лет показывают, что основное число трудовых иммигрантов в ФРГ хотели по поселиться в Мюнхене или других баварских городах, иммигранты в Австрии с удовольствием выбирают Тироль, тогда как приехавшие в Италию иностранцы предпочитают селиться в северных областях. Но региональные власти поддерживают прежде всего высокоинтеллектуальную иммиграцию. Отсюда и минимум социальных проблем, которые приносит иммиграция из слаборазвитых стран.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (5492) от 03.07.2015.


Комментарии