А Пушкин чем не угодил?

Одной из ключевых норм принятого прошлой весной на Украине пакета законов о декоммунизации является избавление от топонимики периода СССР – повальное переименование связанных с коммунистическим прошлым городов, поселков, улиц и площадей. Оставим в стороне чисто материальную составляющую столь масштабной затеи нынешних украинских властей: выделяемые, по некоторым данным, на замену уличных указателей, изготовление новых печатей и прочее неизбежные «мелочи» 5 млрд гривен из консолидированного бюджета с дефицитом 9 млрд гривен – проблема тамошних налогоплательщиков, голосовавших на выборах за такую вот власть. Коснемся хотя бы вскользь содержательной части начатых топонимических реформ.

А Пушкин чем не угодил? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Недалеко от Одессы находится город-порт Ильичевск, который, само собой разумеется, оставаться под таким именем никак не сможет. Его предлагают назвать Черноморском, словно забывая, что именно так назвали в «Золотом теленке» Ильф и Петров городок, в котором проворачивал свои аферы Остап Бендер в компании с Балагановым и Паниковским.

А что делать с городом Комсомольском, основанным в Полтавской области в 1960 году? Какое «историческое» имя можно придумать ему? Недавно по инициативе городских властей состоялись открытые общественные слушания по поводу переименования. Предложили новые названия: Христианск, Надднепрянское, Каскомольск. Но большинство участников слушаний проголосовали за то, чтобы сохранить старое название: ведь город и градообразующий горно-обогатительный комбинат строили в основном именно комсомольцы, приезжавшие сюда со всей тогдашней большой страны. Так что пока здесь, нарушая принятый закон, все оставили по-прежнему.

Другое дело – львовская улица Петровского: ее «переименовали»... в улицу Петровского. Просто советского старосту республики Григория заменил его однофамилец – украинский историк Николай. Таким же образом поступили в Харькове, где Дзержинский район остался таковым и впредь, став де-юре названным в честь родного брата Железного Феликса – невролога Владислава Эдмундовича Дзержинского. Та же история вышла и с Фрунзенским районом, который решено называть теперь в честь родившегося в Харькове сына советского военачальника Тимура Фрунзе, Героя Советского Союза, летчика-истребителя. Останется Октябрьским и Октябрьский район, ведь именно в октябре Украину освободили от гитлеровцев.

А вот героям Гражданской войны Щорсу, Пархоменко, Котовскому не повезло: не было у них, очевидно, хотя бы чем-то отличившихся братьев, сыновей или просто однофамильцев, и потому их имена с украинских карт и городских планов стремительно исчезают. Не щадят ныне на незалежной даже тех, чьи заслуги именно перед Украиной очевидны. К примеру, шахтер-ударник Алексей Стаханов в свое время принес славу донецким шахтам, однако теперь попал в число изгоев в связи с тем, что одно время работал в наркомате угольной промышленности. Под запрет попали также полководец Победы Георгий Жуков, командир прославленного партизанского соединения Сидор Ковпак.

В топонимической опале оказался и бывший первый секретарь ЦК КП Украины Петр Шелест, занимавший этот пост с 1963-го по 1972 год. Его имя стирают с карт, хотя известно, что он активно защищал экономические интересы Украины в составе СССР, отстаивал элементы культурной самобытности республики, защищал права украинского языка в школьном образовании, газетах, журналах и книгах. Предлагается забыть и погибшего на Украине в 1941 году детского писателя Аркадия Гайдара, несмотря на то что его правнучка Мария нынче занимает пост вице-губернатора Одесской области. Реформаторы не простили автору «Тимура и его команды» членства в ВКП(б). А всемирно известному полярнику Ивану Папанину, чье имя также отныне запрещено на Украине, припомнили участие в начале 1920-х годов в деятельности Реввоенсовета Черноморского флота.

Зато такие современные украинские политики, как экс-президенты страны Леонид Кравчук и Леонид Кучма, в «черный» список Института национальной памяти из 520 имен не попали. Нет там и Александра Турчинова, работавшего в свое время заведующим отделом Днепропетровского обкома комсомола.

Обострением шизофрении называют политологи тот факт, что во Львове улица Пушкина, посвятившего Украине не один из своих шедевров, носит теперь имя гауптштурмфюрера СС Шухевича. Пушкин, как известно, коммунистом не был. А потому, наблюдая такие топонимические метаморфозы, можно предположить, что следующим за декоммунизацией шагом может стать дерусификация. И в этом случае инициатива властей донецкой Волновахи, распорядившихся именовать улицу Островского не в честь автора «Как закалялась сталь» Николая, а в честь автора «Грозы» и «Бесприданницы» Александра, будет считаться нарушением закона.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (5627) от 22.01.2016.


Комментарии