«Турецкий гамбит» сыгран

Минувшее воскресенье стало победным для турецкого президента. С небольшим перевесом сторонники расширения полномочий главы государства опередили на общенациональном референдуме противников изменения парламентской формы правления. Перед Эрдоганом открылись новые просторы для усиления собственной власти.

 «Турецкий гамбит» сыгран  | ФОТО Кирилла Жарова/ТАСС

ФОТО Кирилла Жарова/ТАСС

Сам победитель в своем обращении к народу был предельно корректен, но и решителен. «Турецкий народ принял историческое решение. Это самая важная за всю историю Турции реформа. Голоса тех, кто сказал «нет», так же важны, как и голоса сторонников перемен. Не все поправки в конституцию будут приняты сейчас, некоторые начнут работать только в 2019 году. Решение нашего народа должны уважать все. Особенно - сторонники Турции», - заявил он.

Суть реализуемой турецким президентом реформы заключается в принятии к действующей конституции 18 поправок, которые превращают страну из парламентской республики в президентскую. Пост премьера при новой форме правления будет упразднен, а формировать свой кабинет президент сможет сам без учета мнения политических партий. Партии же, до сих пор являющиеся основными силами в формировании правительства, теперь не смогут выносить кабинету министров даже вотум недоверия. Глава государства будет иметь право собственноручно назначать вице-президента, министров и высокопоставленных чиновников. Он также сможет вводить режим чрезвычайного положения без предварительного согласования с парламентом.

Нынешний срок правления Эрдогана учитываться не будет, и, таким образом, он сможет избираться еще два раза подряд и практически находиться у власти вплоть до 2029 года.

Международные и российские политики и специалисты тем не менее неоднозначно трактуют итоги прошедшего референдума. Отмечая, что реализация конституционной реформы объективно способствует усилению личной власти Эрдогана, они видят и значительные риски, возникающие перед страной в целом и перед ее лидером в частности.

Так, политолог и эксперт по проблемам Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов выражает мнение, что незначительный перевес в голосовании, составивший всего немногим более 1,5%, ставит страну на порог серьезного внутриполитического кризиса. «Разница небольшая, ее можно отнести к статистической погрешности. Эрдоган проиграл европейскую часть Турции, Стамбул, западную часть, курортный юг. Ожидаемо против усиления позиций действующей власти выступили районы с преимущественно курдским населением. Для того чтобы обеспечить устойчивость политического перехода от парламентской системы к президентской, необходимо было получить 60% и выше. Страна фактически раскололась надвое и «вползает» в очень серьезный внутриполитический кризис, все дальнейшие преобразования будут сопряжены с очень острой внутриполитической борьбой», - считает Тарасов.

В принципе согласен с такой точкой зрения и директор Центра международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков: «Турецкое общество однозначно разделено на две части, причем эта линия уже не проходит по той «красной линии», которая существовала до этого. Основной «красной линией» было разделение на исламистов, тех, кто стремится к тому, чтобы ислам стал органической частью политики, и светскую часть общества. Сегодня этих линий намного больше», - подчеркивает политолог.

Без радости к положительному для турецкого лидера исходу референдума наверняка отнесутся и в Евросоюзе, ряд стран которого ранее запретил турецким политикам вести агитацию среди европейских турецких общин, считает Николас Данфос, ведущий политический аналитик американского Центра двухпартийной политики. Правда, при всем при этом он полагает, что многие европейские лидеры рассчитывают, что победа на референдуме позволит Эрдогану установить авторитарную стабильность в стране и использовать более прагматичный подход к международным отношениям.

Глава Международного комитета Совфеда РФ Константин Косачев отмечает, что президент Турции Реджеп Эрдоган не только стремится к усилению личной власти, но и отказывается от курса на евроинтеграцию. «Первая реакция в Брюсселе однозначна: такой Турции нечего делать в ЕС. И это явно не смущает турецкого лидера - внутренние цели ему кажутся намного более важными. Тот факт, что Эрдоган рассматривает тему возвращения смертной казни, что является еще одним пунктом не в пользу евроинтеграции, говорит о серьезности его намерений», - констатирует парламентарий.

А вот коллега Косачева первый заместитель Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков акцентирует внимание на другой проблеме. «Учитывая особенности политического курса Эрдогана, его возможность длительное время пребывать на посту президента, его амбиции могут сделать турецкую политику менее предсказуемой и более агрессивной. Это повод задуматься и России, и Евросоюзу», - считает депутат. Вместе с тем Новиков полагает, что потенциал и возможности для того, чтобы отношения России и Турции развивались и сохранялись, тоже существуют и их надо использовать в полной мере, правда, надо быть готовыми и к тому, что делать это на определенных этапах будет непросто.

Интересно, что первыми поздравили Эрдогана с победой на референдуме два постсоветских лидера - президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии