Охота на Фийона

За три месяца до выборов нового главы Пятой республики Франция погрузилась в политический скандал. Его последствия способны серьезно поколебать еще недавно казавшиеся незыблемыми позиции главного фаворита предвыборной гонки кандидата от партии «Республиканцы» Франсуа Фийона.

  Охота на Фийона | Иллюстрация Netfalls-Remy-Musser/shutterstock.com

Иллюстрация Netfalls-Remy-Musser/shutterstock.com

История, ставшая достоянием общественности неделю назад благодаря публикации сатирического еженедельника «Канар аншене», в общем-то, не нова. Французские политики и ранее горели на назначении своих ближайших соратников на разные фиктивные должности. Вспомним хотя бы известный судебный казус с Жаком Шираком, правда, случившийся уже после его ухода со всех руководящих постов.

Нынешний скандал, разразившийся вокруг жены Франсуа Фийона, домохозяйки и матери пятерых детей Пенелопы, французская печать уже окрестила «Пенелопагейт». В еженедельнике утверждалось, что супруга Фийона в течение ряда лет была оформлена помощницей мужа, когда тот был депутатом парламента. Сам по себе данный факт не несет в себе ничего криминального - трудоустройство родственников политиками во Франции не запрещено законом. Однако газета утверждала, что на самом деле Пенелопа не работала, а просто получала зарплату, поскольку никаких результатов деятельности мадам Фийон обнаружено не было. Журналисты посчитали и сумму, которую она принесла за это время в семейный бюджет из государственной казны. Оказалось, что супруг в среднем выплачивал своей самой близкой помощнице более 5 тысяч евро ежемесячно (при средней зарплате по стране 3200 евро), а всего за годы работы в парламенте она получила полмиллиона евро в виде оклада. Кроме того, выяснилось, что в 2005 - 2007 годах депутат Фийон нанял на работу в качестве юридических консультантов двоих своих сыновей, которые тогда еще учились в университете и не имели лицензии для такого рода работы. Дети, правда, видимо, трудились меньше и хуже супруги, а потому за два года получили только 83,7 тыс. евро.

Прокуратура Франции на удивление оперативно отреагировала на публикацию в сатирическом еженедельнике и буквально по горячим следам начала, что называется, «шерше ля фам» - проверять деятельность Пенелопы Фийон в парламенте на предмет злоупотребления казенными средствами.

Поначалу сам Фийон принял вид оскорбленного мужа и политика. Он собрал пресс-конференцию и заявил журналистам о своем глубоком возмущении публикацией, которая «пропитана неуважительным отношением и сексизмом». Кроме того, Фийон подтвердил, что невиновен, а кампанию против себя и своей семьи охарактеризовал как «попытку государственного переворота со стороны левых сил». Хотя вроде бы пока он является кандидатом в президенты, а не хозяином Елисейского дворца.

Еще через пару дней, когда скандал не затих, а оппозиционная левая пресса стала его еще более раскручивать, Фийон решил несколько уточнить свою позицию. Он собрал группу депутатов из более ста законодателей, представляющих в парламенте республиканцев, которым сообщил, что стал мишенью «весьма профессиональной клеветнической операции». И попросил однопартийцев дать ему пятнадцать дней, чтобы окончательно опровергнуть обвинения в свой адрес. Это время понадобится прокуратуре, чтобы оценить и проверить документы, которые Фийон им предоставил и которые свидетельствуют о законности трудоустройства его супруги.

Однопартийцы спорить со своим кандидатом не стали, но политическое положение Фийона от этого не улучшилось. Все социологические опросы зафиксировали резкое падение его рейтинга среди избирателей. За неделю скандала он превратился из явного фаворита президентской гонки в политика, которому нужно думать о попадании во второй тур выборов.

По-видимому, не случайно, не дожидаясь истечения двухнедельного срока, Фийон снова собрал в минувший понедельник пресс-конференцию, на которой извинился перед французами за то, что его супруга в качестве сотрудницы парламента получала вознаграждение. Он заявил: эта практика была законной, но при этом признал, что «совершил ошибку», выплачивая деньги члену своей семьи. Тем не менее Фийон считает себя кандидатом в президенты, выбранным на праймериз «миллионами французов», и не собирается снимать свою кандидатуру.

Кто бы ни был заказчиком «охоты» на него (те же социалисты, как считает он сам, или другие политические силы, заинтересованные в ином исходе борьбы за Елисейский дворец), они попали в самую болезненную точку фаворита предвыборной гонки.

По большому счету успех Фийона на праймериз основывался на двух краеугольных камнях - вменяемой предвыборной программе, реальной и учитывающей интересы основной массы французов, и его имидже неподкупного, некоррумпированного и профессионального политика.

Второй камень врагам Фийона, похоже, удалось из-под него выбить. И дело здесь даже не в том, будет или не будет открыто прокуратурой на политика или его супругу дело. Скорее всего, не будет. Доказать, выполняла Пенелопа работу помощницы своего мужа или нет, просто невозможно. И за давностью лет, поскольку происходило это почти 20 лет назад, и за отсутствием четко прописанных обязанностей для помощников. В конце концов, даже не появляясь в парламенте, в чем ее обвиняет левая пресса, Пенелопа могла помогать супругу дома за обеденным столом, на даче или, простите, на супружеском ложе.

Однако противники Фийона смогли, не добиваясь даже уголовного осуждения, перевести недовольство политиком значительной части французов в моральную плоскость. Это как в известном анекдоте: «Ложечки нашлись, а осадок остался». Кандидат в президенты оказался таким же, как многие люди, исповедующие простой житейский принцип: «Быть у колодца, да не напиться?». Но, похоже, такой будущий президент вызывает у многих чувство разочарования.

Впрочем, как считают аналитики, не все для лидера республиканцев потеряно. У него действительно есть четкая и ясная программа действий на посту президента, которую разделяют многие французы. Да и партийное руководство доверяет своему избраннику и не собирается менять его. Скорее всего, нынешнюю предвыборную ситуацию можно обрисовать следующим образом: в президентской гонке исчез явный фаворит, кандидаты всех ведущих политических сил подравнялись и начинают борьбу заново.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5887) от 10.02.2017.


Комментарии