erid: 2VtzqvVAvA4

«Золотой» хостел. Аферисты, имея две койки, получали деньги с тысячи постояльцев

Уголовное дело о незаконной миграции, только что переданное в суд 2‑м («коррупционным») управлением питерского ГСУ СК, занимает 510 томов. Для их транспортировки понадобилась специальная «Газель». Работа гигантская, продолжавшаяся почти четыре года и потребовавшая сил и времени десятков людей. Но… все они прекрасно понимают: это капля в океане. Миграция сегодня — настоящее «золотое дно». Бизнес, по сравнению с которым наркотики и оружие — игры в детском саду. При этом гораздо менее рискованный. Нужны для него лишь хорошее знание законов и некоторые деловые связи.

«Золотой» хостел. Аферисты, имея две койки, получали деньги с тысячи постояльцев | ФОТО Michal Balog on Unsplash

ФОТО Michal Balog on Unsplash

Ключ на право беспредела

Началось все с одного гражданина Узбекистана, задержанного сотрудниками ФСБ в 2021 году. При проверке его документов выяснилось, что по месту официальной регистрации он не проживает. Россиянину это, разумеется, не запрещено, а иностранец, дабы облегчить над ним контроль, должен быть к мес­ту жительства привязан. Надо ли говорить, что это условие сплошь и рядом не соблюдается. Все прекрасно наслышаны о «резиновых» квартирах, борьба с которыми (увы, с минимальным успехом) ведется уже много лет. Что‑то подобное, видимо, просматривалось и в этом, на первый взгляд, малозначительном эпизоде. Но цепочка расследования вывела на результат, прямо скажем, далеко не рядовой.

Местом регистрации указанного гражданина, судя по его документам, значился некий хостел. Но по данному адресу никакого хостела не было. Была маленькая комната с двумя кроватями. А жильцами ее числились — держитесь крепче, читатель! — около тысячи человек.

Надо сказать, что законом предусмотрено все, чтобы таких «чудес» в принципе произойти не могло. Каждый вновь открывающийся хостел должен получить специальный сертификат. Выдают его специальные лицензированные организации. При этом помещение проверяется на соответствие всем санитарным, противопожарным и иным нормам. В числе прочего в данном документе однозначно прописывается количество жильцов, на которое указанное заведение рассчитано. Если площадь позволяет уместить там, к примеру, шесть коек, то более шести постояльцев одновременно проживать там категорически не должны.

В данном случае этой деятельностью занималось некое ООО. Проведенная проверка показала, что за определенную плату сертификаты его сотрудники выдавали «с закрытыми глазами». То есть никуда не выезжая или приняв на веру фотографию, сделанную неизвестно где и когда. Впрочем, все их усилия были бы напрасны, если бы дальнейшая работа хостела, выпущенного ими в большую жизнь, протекала, как положено по закону.

После получения сертификата хозяин заведения идет в управление по вопросам миграции (УВМ) ГУ МВД для заключения соглашения об информационном взаимодействии. Оттуда посылают запрос в территориальный отдел полиции для проверки указанного адреса. И только после того, как приходит подтверждение — да, в данном месте действительно находится такой‑то хостел, — соглашение заключается. При этом выдается ключ доступа в базу данных ­гостиничного сервиса, куда заносятся сведения обо всех регистрируемых по этому адресу жильцах. Базой этой ведает еще одно ООО.

Принципиально важный момент: программа не ограничивает количество регистрируемых постояльцев хостела, — заявляет старший следователь 2‑го управления ГСУ СК Анастасия Михайлова. — Официально он рассчитан, к примеру, на шесть человек, а за одну ночь там регистрируются три тысячи. К сожалению, в законе здесь явный пробел. Мы неоднократно обращались в вышестоящие инстанции с просьбой ликвидировать эту лазейку для преступников, но она почему‑то до сих пор не закрыта.

Впрочем, криминальные последствия этого недочета можно было бы легко минимизировать. За местами регистрации иностранных граждан надзирают сразу две полицейские инстанции. Участковый инспектор — методом личного контроля, УВМ — при помощи специального сотрудника, который постоянно мониторит указанную базу данных. Раз в неделю он проверяет каждый хостел, сравнивая количество зарегистрированных жильцов с декларируемой вместимостью. Обнаружив нарушения, он составляет рапорт и кладет его на стол своему начальнику. Тот говорит: «Оставь мне эти документы, я разберусь, приму решение». Ныне этот начальник, майор полиции Сергей К., готовится предстать перед судом. Впрочем, как и его непосредственный шеф, начальник всего УВМ Андрей К., проходящий обвиняемым по другому уголовному делу — тоже, конечно же, о нелегальной миграции.

Патент по сходной цене

Подойдите к зданию на улице Красного Текстильщика, 10 – 12, где находится отдел миграционного учета, оформления виз и приглашений УВМ. Не надо особо напрягать зрение — вы без труда обнаружите там особого рода людей, в просторечии называемых «пылесосами». Род своих занятий они не скрывают, более того — даже афишируют. Их профессия — оформление регистрации и трудовых патентов для мигрантов. При этом они клиентов не обманывают, услугу оказывают вполне реальную. Мигрант получает на руки оформленную по всем правилам справку с конкретным адресом проживания и патент с «настоящим» местом работы. Подойдет на улице полицейский, проверит — все в порядке, следуйте, товарищ, спокойно по своим делам.

Стоимость услуги всем известна: от 2,5 тысячи рублей за регистрацию и от 20 тысяч за патент. Деньги, понятно, не бог весть какие, но мигрантов — тысячи, и каждый из них хочет ходить по улицам, не боясь полиции.

Информация, полученная от вышеуказанного задержанного гражданина, позволила питерскому УФСБ в мае 2021 года возбудить уголовное дело по организации незаконной миграции. В ходе работы оперативники вышли на «мозговой центр» всей этой деятельности — некое ООО (назовем его «***»). Именно оттуда координировалась работа «резиновых» хостелов. Там же занимались подготовкой документов для выдачи патентов на трудовую деятельность. По закону, процедура эта включает получение мигрантом двух сертификатов — по знанию русского языка и состоянию здоровья. У данного ООО были договоры с соответствующими организациями, которые эти сертификаты выдавали. Были ли они подлинными или покупались за деньги, следствием не установлено. Будем считать, что мигранты сами проходили все проверки и тес­ты. Но то, что получаемые ими патенты были липовыми, можно сказать совершенно определенно.

Для оформления этого документа необходимо трудовое соглашение с работодателем. Как его получить? Да очень просто. Есть специальные телеграм-каналы, где публикуются реквизиты всех организаций. Используя эти данные, можно изготовить печать любой структуры, «нарисовать» доверенность от нее на своего сотрудника, который принесет ее в УВМ вместе с документами на конкретного мигранта. Там все проверят — и патент у того в кармане. Он может совершенно спокойно устраиваться в любую организацию.

В июле 2021‑го в ООО «***» провели обыск. В одном из его офисов обнаружили множество поддельных печатей, в другом — огромное количество документов о разных хостелах. Судя по полученным данным, эти структуры вели жизнь «однодневных мотыльков»: пропустив через себя тысячу-другую липовых «жильцов», закрывались и вскоре снова открывались по новому адресу.

Деятельность ООО после обыска, однако, не прекратилась. Но шла уже под плотным наблюдением оперативников. Материалы прослушивания телефонных разговоров и видео­наблюдений составляют несколько десятков томов. Много ценной информации дали и изъятые впоследствии многочисленные мобильные телефоны.

Проведенное по всем правилам оперативного искусства расследование позволило выявить структуру этого сверхдоходного бизнеса и установить его участников. В итоге был сделан вывод о наличии, ни много ни мало, организованного преступного сообщества (ст. 210 УК РФ). Преступление это относится к особо тяжким, доказывать его обычно очень сложно. Но в данном случае следствие уверено, что доказательств более чем достаточно.

Доходы слуги народа

По полученным данным, руководителем ОПС является депутат одного из муниципальных округов Виктор Д. Человек, как говорят, весьма образованный, интеллектуал. Много лет работал на стройке, а в последние годы возглавлял одну из спортивных федераций сопредельного с нами региона. Имел обширные связи в правоохранительных органах.

В какой‑то момент хорошие знакомые посоветовали ему заняться выгодной темой — хостелами для мигрантов. Виктор изучил вопрос, подобрал подходящую коман­ду из людей, сведущих в этом деле, и открыл первый хостел. Однако, когда попытался заключить в УВМ соглашение об информационном взаимодействии, ему отказали по причине неправильно оформленных документов. «Пролетел» и в другой раз, и в третий. Тогда он включил свои связи, и его вывели на вышеуказанного Сергея К. Они хорошо поговорили, подружились, и с тех пор у Виктора все шло как по маслу. Некоторое время он поработал, соблюдая нормы поселения. Но потом, протестировав систему, понял, что делать это совершенно не обязательно, и стал регистрировать мигрантов сотнями.

Бояться ему особо было не нужно — новый приятель, получавший от своих подчиненных рапорты о перенаселении, вовремя предупреждал Виктора. Тот реагировал правильно: увеличивал количество жильцов, чтобы через неделю-две, когда доступ к базе блокировался, «паленый» хостел закрыть. Развивая успех, он потом открыл целую сеть хостелов, где счет зарегистрированных мигрантов шел уже на десятки тысяч. К своему бизнесу он подключил и супругу. На нее и было зарегистрировано то самое ООО «***».

Депутат, по закону, относится к «спецсубъектам», а это подследственность СК. Поэтому с июня 2022‑го уголовное дело расследуется там. 25 октября было проведено массовое задержание. В итоге обвинение получили 18 человек. Из них трое арестованы, четверо — на ограничении определенных действий, остальные — на подписке о невыезде. Двое объявлены в розыск, а дело Сергея К., заключившего досудебное соглашение, выделено в отдельное производство.

Благодаря деятельности данной группы нелегальную регистрацию получили около 150 тысяч человек, а липовые патенты — 58 тысяч, — говорит следователь Анастасия Михайлова. — Услуги обошлись клиентам в сумму более 1,5 миллиарда рублей. Следы этих денег налицо — обнаруженные у фигурантов дела элитные квартиры, дорогие иномарки, часы «Ролекс», крупные суммы в рублях и валюте. Есть много шансов, что все это будет конфисковано как приобретенное на преступные доходы. А статья 322.1 УК РФ («организация незаконной миграции»), которая квалифицирует действия обвиняемых, грозит им наказанием вплоть до 7 лет лишения свободы.

Кстати, «в довесок» депутату Виктору Д. и одному из его подельников в рамках другого уголовного дела предъявлено еще и обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, они обманным путем выманили у своего знакомого 200 миллионов рублей в криптовалюте. Так это было или нет, разумеется, предстоит решить суду.

Читайте также:

Не ушёл от наказания: Владимир Кулибаба вновь предстал перед правосудием

Оперативный «блеф». Удалось раскрыть давнее преступление, казавшееся безнадежным


#уголовное дело #закон #миграция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7877) от 28.03.2025 под заголовком ««Золотой» хостел».


Комментарии