Зацеперы, взяточники и лодки без капитанов — это немногое из того, чем занимается следственное управление на транспорте СК России
Транспорт — объект повышенной опасности. Железная дорога, судоходство, авиация связаны с многочисленными техническими средствами и требуют массы специфических знаний. Именно поэтому борьбой с преступностью в данной сфере занимаются специализированные подразделения. Сегодня о своей работе рассказывает руководитель Санкт-Петербургского следственного отдела Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Марат КАЧМАСОВ.
Эмблема Следственного комитета Российской Федерации
— Итак, Марат Гаджиевич, все, что летает, плавает и мчится по дорогам — это ваше…
— Нет, далеко не все. Автомобильный транспорт — это сфера МВД. Аэропорт «Пулково» — в ведении наших коллег из управления по Ленинградской области. Наш фронт работы — акватория города, Октябрьская железная дорога и малая авиация в пределах городской черты. Более того, с 2021 года приказом руководителя СК из нашего ведения изъяты общеуголовные преступления. Осталось только то, что относится к транспортной безопасности, а также коррупция. Но, уверяю вас, работы нам хватает. Объем работы стал даже больше — это видно по росту количества расследованных нами уголовных дел.
— Давайте начнем с железной дороги. Что сегодня «болит»?
— Веяния последнего времени — поджоги релейных шкафов. Уже два уголовных дела по данным преступлениям мы направили в суд. В качестве обвиняемых проходили 14‑летние подростки. Зарубежные кураторы, по указанию которых они действовали, «купили» их всего за полторы тысячи рублей. Характерно, что они прекрасно понимали опасность своих действий, но почему‑то были уверены, что их никто не поймает. Оба этих молодых человека были признаны виновными и получили реальные сроки лишения свободы. Хочу подчеркнуть, что на самом деле таких преступлений гораздо больше, но совершеннолетними злоумышленниками занимаются органы МВД или ФСБ.
То же самое, кстати, относится к зацеперам, хотя здесь как раз основной контингент — несовершеннолетние.
— Детишки полюбили «с ветерком» кататься на поездах — понятно, риск смертельный, но какое преступление они при этом совершают?
— Это деяние квалифицируется как административное правонарушение, и то ответственность наступает лишь с 16 лет. Преступление совершает тот, кто толкает подростков на это. За последние два года количество фактов зацеперства увеличилось в три раза. И это только то, что удалось зафиксировать! Такой всплеск не может быть случайным. Самому молодому зацеперу, который попал в наше поле зрения, было всего восемь лет. Откуда у ребенка могла появиться такая мысль? Как мы, так и наши московские коллеги возбудили уголовные дела в отношении неустановленных лиц по статье 151.2 УК РФ — «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего». Москвичам удалось установить такого человека — им, представьте себе, оказался машинист поезда. У нас пока расследование продолжается. Мы уже отработали около 60 зацеперов, выявили ряд групп, в которых они состояли. В этих группах — свои строгие правила, порядки, четкая иерархия…
— А ради чего это все?!
— Очень просто. Взрослые дяди детишек просто используют для создания эффектного видеоконтента. Ролики выкладывают в Интернет и хорошо на этом зарабатывают. Сами «актеры», разумеется, не получают ничего. Более того, нередко расстаются со своим здоровьем, а то и с жизнью. Я лично с каждым из выявленных зацеперов беседую. Пытаюсь разъяснить им возможные последствия этого безумия. Правда, без фотографий. Хотя, может быть, и нужно было бы… В большинстве случаев смерть наступает, когда зацепер залезает на крышу электрички и отжимает токоприемник. Искры летят, на видео смотрится эффектно! Один мальчик вот так, под видео, и погиб… Сейчас мы создали специальную рабочую группу, которая готовит поправки, ужесточающие ответственность по той самой ст. 151.2 УК РФ.
— Многие люди попадают под колеса поездов по собственной беспечности…
— Да, это тоже наша тема. Разумеется, каждый такой случай служит предметом тщательного расследования — как себя вел потерпевший, правильно ли реагировал машинист. Но надо сказать, что этих случаев становится все меньше. Большинство железнодорожных переходов стали оборудованными по всем требованиям безопасности. Есть щиты, препятствующие проходу человека. Конечно, всю железную дорогу щитами не отгородишь, и риск все равно остается.
— Другая опасная стихия — это вода…
— Да, особенно в летний период. В акватории Невы — огромное количество плавсредств, особенно в ночной период, во время развода мостов. Там регулярно происходят происшествия различной степени тяжести. Мы активно занимаемся их профилактикой — есть и оперштаб, и рабочая группа. Наши сотрудники постоянно выходят в ночные рейды на катере. Один из наиболее распространенных объектов риска — так называемая лодка без капитана. Это судно, которое по паспорту имеет мощность мотора 9,9 л. с. и вес менее 200 кг. По закону, оно не нуждается в регистрации, и им может управлять кто угодно.
На территории города есть несколько пунктов проката таких лодок. При этом их хозяева в договорах с клиентами вместо слова «прокат» пишут «аренда». В соответствии с Гражданским кодексом, тогда вся ответственность ложится на арендатора. Надо ли говорить, что сплошь и рядом это люди неподготовленные. Могут сесть на борт в нетрезвом виде, взять лишних пассажиров, пренебречь правилами безопасности. Они нередко выходят на фарватер, по которому следуют и грузовые суда, и скоростные «Метеоры». Недавно был случай, когда лодки были сданы «в аренду» двум 17‑летним молодым людям, они сели на мель, пробили дно и убежали… Хозяевам пунктов проката это все равно — у них в глазах только деньги. Мало того — реальные мощность двигателя и вес лодки часто не соответствуют указанным в документах.
— Интересно, как вы это можете проверить?
— Вес при желании определить можно, а вот проблему с мощностью мы долго не могли решить. Наконец, нашли специалистов в Макаровке, которые совместно со своими коллегами из Астрахани разработали специальный прибор. Он прикрепляется к двигателю прямо в воде и показывает реальную мощность. В ближайшее время мы начнем его применять. Дали задание полиции проверить все пункты проката, изъять эти лодки, взвесить их и установить реальную мощность двигателей. Думаю, многие из данных плавсредств придется регистрировать в ГИМСе, после чего эксплуатация их людьми без судоводительских удостоверений будет невозможна. В противном случае будут все основания для возбуждения уголовных дел по ст. 238 УК РФ — «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Кстати, два таких дела в отношении арендодателей мы уже направили в суд. В одном из эпизодов люди лодку просто утопили, в другом — шли без ходовых огней. Но данная статья УК «слабенькая» — виновные отделались лишь небольшими штрафами. Бывают, конечно, дела и посерьезнее — в 2023 году в Финском заливе утонула арендованная яхта, погиб человек. Выяснилось, что судно не прошло освидетельствование, было технически неисправным, к тому же перегруженным. В результате оторвало систему водяного охлаждения, яхта пошла ко дну.
— А ведь по акватории города перемещаются и более опасные плавсредства — гидроциклы…
— Представьте себе, их тоже сдают в аренду. Но, по документам, лишь для фотосессий возле берега. А то, что арендаторы на них выходят в Большую Неву, ее притоки и даже в Финский залив и гоняют там с огромной скоростью, якобы арендодателям неизвестно, и они за это не отвечают. Эта нехитрая уловка, однако, не позволяет нам возбуждать дела в отношении владельцев пунктов проката. Указанная ст. 238 УК РФ предполагает реальную угрозу, а ее, пока ничего не случилось, суды не усматривают. Мы проводим следствие, назначаем экспертизы, изымаем гидроциклы, а потом дела прекращаем.
Тем не менее мы привлекаем тех, кто непосредственно управляет этими плавсредствами. Есть уже два уголовных дела — правда, там речь шла не о прокатных, а о собственных гидроциклах. Их хозяева катались по рекам и каналам города, создавали большие волны, представляющие опасность для окружающих. Мы усмотрели здесь состав хулиганства, обвиняемым была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Суд приговорил их к штрафам. Мера возымела действие — происшествий с гидроциклами стало гораздо меньше.
— В начале нашей беседы вы упомянули про коррупционные преступления. В какой степени сфера транспорта им подвержена?
— Традиционно главный источник коррупции — это таможня. Уже в нынешнем году несколько руководителей таможенных постов задержаны за взятки. Справедливости ради надо сказать, что за последние два года количество данного вида преступлений заметно снизилось. Конечно, повлияло и то, что в связи с многочисленными санкциями поток товаров через границу заметно упал. Но, несомненно, сыграли роль и наши усилия, а также активная работа по профилактике коррупции внутри самого ведомства. Тем не менее возможности для злоупотреблений остаются. Проверяемый груз можно держать на таможне до трех суток. А если товар скоропортящийся, его хозяину проще заплатить, чем терпеть убытки. Зарплаты у таможенных инспекторов небольшие, среди них есть, к примеру, матери-одиночки, и они поддаются соблазну легких денег…

Читайте также:
«Всевидящее око» на реке. Современная техника наблюдает за любителями водных прогулок
Сам себе рулевой? Как аренда катеров без капитана создаёт угрозу на воде
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7970) от 14.08.2025 под заголовком «Зацеперы, взяточники и лодки без капитанов».





Комментарии