Заборы у воды: почему россияне не могут попасть на свои законные 20 метров берега?

У журналиста, много лет пишущего на юридические темы, взгляд на жизнь порой оказывается весьма специфическим. Вот лето, тепло, благодать. Едем в отпуск, любуемся красотами родной страны — хоть в ближайшей к нам Ленинградской области, хоть в другом регионе. Озера, речки, по берегам — домики, одни побогаче, другие победнее. Баньки прямо у воды. Мостки, причалы для лодок и катеров. Идиллия! А у меня, увы, профдеформация — вместо того чтобы предаваться восторгам, вспоминаю Водный кодекс. А конкретно — его статью 6: «Водные объекты общего пользования».

Заборы у воды: почему россияне не могут попасть на свои законные 20 метров берега? | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Там, если кто не в курсе, написано буквально следующее: «Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров».

Простим авторам этого серьезного документа особенный юридический стиль и чудовищную тавтологию. Лучше проверим его на соответствие с реальной жизнью. Выйдем на берег приятной речки или романтического озера — конечно, не в какой‑нибудь глуши, а в пределах доступности, поближе к мегаполису. Немного погуляем и обязательно упремся в забор. По ту сторону — клумбы, грядки и мощеные дорожки, идущие до самого берега. Банька опять же, чтобы из парной — прямо в воду.

«Эй, господа, тут мои законные двадцать метров! Можно я погуляю?» Хозяин смотрит на вас, как на сумасшедшего, и уже готовится позвать на помощь своего песика, который мирно греется на солнышке. Про ­Водный кодекс здесь слыхом не слыхивали. Этот кусочек берега — государство в государстве. Ни с суши, ни с воды чужому туда хода нет.

Ну хорошо, мы люди не гордые — какую‑нибудь избушку с заборчиком можем и обойти, выйти на берег с другой стороны. Ан нет — там следующий забор…

И таких заборов по матушке Руси тысячи. И совсем не обязательно, что за каждым из них живут какие‑­то важные люди, которых страшно трогать. Нет, простые граждане, которые, может быть, тут и родились и иной жизни себе просто не представляют. Зачем далеко ходить за примером — те, кто бывал в дачных местах Карельского перешейка не дадут соврать. Есть озера, где местные жители и дачники «второй линии» смотрят на воду только издали. Живут, считай, на берегу, но, чтобы искупаться, порой проделывают путь в несколько километров. Все берега намертво поделены — как «старыми русскими», так и «новыми».

Одно время прокуратура Ленинградской области совместно с активистами устраивали показательные акции по снесению уходящих в воду частных заборов. Но дело как‑то быстро заглохло — возможно, все осознали абсолютную нерешаемость и бесконечность этой задачи?

Между тем вы удивитесь, но в Кодексе об административных правонарушениях РФ есть специальная статья 8.12.1 — «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе». Данное деяние влечет «наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Для тех, кто, может быть, еще не понял, доведу вопрос до хрустальной ясности. Есть закон. Есть меры ответственности за его нарушение. И есть его нарушения, носящие массовый характер. Казалось бы, иди и штрафуй направо и налево. На полном законном основании. Но сделать это практически невозможно. Такого ресурса у влас­ти нет. И люди это видят. И это порождает в них неуважение к закону как таковому. Натурально — правовой нигилизм. Нарушай — и ничего тебе за это не будет.

Ненормально ведь, правда? Стоило бы нашим законодателям об этом задуматься? Несомненно. Вообще этим ребятам почаще бы надо спускаться на грешную землю — смотреть, можно ли реально осуществить то, что они придумывают в тиши своих кабинетов. А еще лучше — взять пример с Короля из сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц». В его королевстве, напомню, все приказы неукоснительно исполнялись, потому что он приказывал только то, что реально можно было исполнить. Но детских книжек там, наверху, похоже, давно уже не читают.

Читайте также:

«Пять роботов и ноль ответов». Петербурженка не могла вернуть 1710 рублей за ошибочную услугу ЖКХ

Сколько стоит дождь? Разгулявшаяся стихия оборачивается затратами нервов, времени и денег


#КоАП РФ #забор #берег

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7970) от 14.08.2025 под заголовком «Иди и штрафуй».


Комментарии