В Петербурге прошла конференция, посвящённая 120‑летию Российского общества морского права

Организатором мероприятия стала Российская ассоциация морского права (RUMLA). Именно ее стараниями по крупицам была восстановлена история Российского общества морского права (РОМП).

В Петербурге прошла конференция, посвящённая 120‑летию Российского общества морского права | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Возникновение этой организации в свое время было вызвано насущной необходимостью. В конце XIX века Российская империя играла важную роль в морской торговле, но серьезно отставала в ее правовом регулировании. Торговый флот сталкивался с разными проблемами: от замкнутости морей и неразвитости судостроения до архаичного законодательства. На помощь пришел созданный в 1897 году Международный морской комитет (ММК). «Было бы чрезвычайно желательно, — обратился он к российским властям, — чтобы в России могла быть создана местная ассоциация или комитет. Роль вашей большой страны в мировой торговле настолько важна, что нам постоянно жаль этого пробела».

Пробел был ликвидирован 18 мая 1905 года. Устав созданного общества подписал великий князь Александр Михайлович, возглавлявший Главное управление мореплавания и портов. Членами РОМП стали 54 юриста и специалиста в области морского права. Возглавил его министр путей сообщения Сергей Рухлов. В 1907 году общество стало полноправным членом ММК. Судя по найденным в архивах документам, работало оно весьма активно. Круг его интересов был довольно широк: страхование ответственности судовладельцев, ипотека и морские залоги, арест судна с контрабандой и многое другое. Члены общества занимались научно-просветительской деятельностью и принимали участие во многих международных мероприятиях.

Увы, 1917 год поставил точку на деятельности РОМП. Его члены либо разбрелись по миру, либо погибли в ходе Гражданской войны и репрессий. Рухлов был арестован в Ессентуках в составе группы заложников по делу «О покушении на жизнь вождя пролетариата» и вместе с ними зарублен шашками на горе Машук. Архивные материалы общества оказались рассредоточены и утеряны, а связь нашей страны с Международным морским комитетом прервалась на полвека.

В 1968 году представители морских портов, рыболовецких колхозов, профильных вузов и НИИ создали Советскую ассоциацию морского права, которая через год была принята в ММК. После распада СССР ее преобразовали в Ассоциацию международного морского права, но в 2017 году она была исключена из ММК за систематическую неуплату членских взносов.

В результате, как заявил один из видных российских специалистов в области морского права Константин Краснокутский, «российское морское сообщество осиротело и в прямом смысле осталось без голоса на международной арене, но ведь наличие такого голоса — вопрос не столько престижа, сколько необходимости. Такие актуальные для России вопросы, как развитие судоходства в Арктике, обеспечение потребностей судовладельцев в практичных проформах (спасания, гарантий и прочих) или логичные, непротиворечивые и предсказуемые процессы в отношении арестов и принудительных продаж не могут в принципе решаться без учета международного опыта. А международный опыт — это не сформировавшийся монолит решений, но динамичная система, которая до недавнего времени не ориентировалась на российское морское сообщество. И наша задача — устранить такую несправедливость…».

В 2018 году Краснокутский стал президентом Российской ассоциации морского права, созданной им и его коллегами Константином Путря и Филиппом Вагиным. За семь лет она прошла путь от небольшого национального объединения из 15 членов до организации из более чем 100 участников. Выплатив все долги своей предшественницы, ассоциация восстановила членство в ММК. Более того — сумела его сохранить в 2022 году, когда на Россию обрушилась волна разнообразных санкций. Как отметил в своем приветственном обращении к гостям конференции президент RUMLA, исключения из рядов ММК удалось избежать благодаря приверженности фундаментальным принципам международного права.

«Мы считаем, что нельзя полагать себя полноценным участником международного морского сообщества без возможности на равных участвовать в обсуждении правил этого сообщества и без возможности доносить свою позицию и свои потребности до заграничных и международных игроков», — прокомментировал необходимость членства в ММК Константин Краснокутский.

На ассамблее в столице Японии весной нынешнего года президент RUMLA среди прочего проголосовал за принятие Lex Maritima — документа, в котором сформулированы 25 основных принципов морского права. Работа над ним шла более 10 лет. Важность его состоит в том, что до сих пор общие принципы морского права не были обобщены и четко определены. Lex Maritima станет первым сборником данных принципов. Особое внимание их составители уделяют тому, чтобы в документ не попали положения, по которым отсутствует международный консенсус. Кроме того, национальным ассоциациям поручен перевод принципов на языки ООН. Соответственно, RUMLA займется переводом на русский язык.

Увы, сегодня реализация этих принципов для России оказалась сопряжена с большими трудностями. В ходе дискуссии на конференции представитель одной из крупных транспортных компаний Полина Сенаторова пояснила, что учитывать все санкционные риски становится все сложнее. Сейчас санкции касаются уже и портов как географических объектов, и капитанов определенных судов, и особых экономических зон, и страховых компаний (что, например, влияет на выбор флага), и отдельных компаний (речь про те же ограничительные меры США против «Роснефти» и «Лукойла») и т. д.

Кроме того, судовладельцам становится все сложнее защищать свои интересы в рамках лишь частного права (в первую очередь касающегося морских перевозок), как это было раньше, — все чаще приходится прибегать к публичному праву (споры государств, вопросы делимитации морских пространств), поскольку недружественные страны для оказания давления используют свое национальное регулирование.

Таким образом, логистическая компания или грузоотправитель вынуждены проверять огромное количество составляющих перевозки и соответствующих санкционных рисков, что уже представляет большую проблему.

Другой острейшей проблемой отрасли остается разрыв между поколениями. Наблюдается явный дефицит молодых специалистов в области морского права — и среди юристов и ученых, и среди арбитров. Опытные кадры, обладающие уникальными знаниями, уходят, а новые приходится выращивать буквально с нуля.

Таким образом, как признали участвующие в конференции специалисты, сегодня морская отрасль переживает глубокую трансформацию. Успех в новой реальности будет зависеть от эффективности взаимодействия самых разных «игроков»: юристов-консультантов, бизнеса и государства.

Читайте также:

По водной глади без риска. Почему в Северной столице учащаются аварии с судами?

«Всевидящее око» на реке. Современная техника наблюдает за любителями водных прогулок


#конференция #РОМП #морское право

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (8036) от 17.11.2025 под заголовком «Мореплавание в рамках закона».


Комментарии