Смерть по заказу. Откровения пожизненно осуждённого криминального авторитета открыли новые подробности лихих 90‑х

Жизнь в колонии для пожизненно осужденных, как можно догадываться, особых развлечений не предполагает. И потому тамошние сидельцы время от времени устраивают их себе сами. Можно, например, вспомнить что‑нибудь из своего криминального прошлого. Конечно, к этой мысли они приходят не сразу — иногда через много лет, в результате неоднократных бесед с оперативниками и следователями. Едва ли не самая значимая мотивация — возможность хоть на время переселиться в камеру СИЗО, которая по сравнению с опостылевшей колонией — настоящий санаторий. А уж новые «Кресты» — просто пятизвездный отель. Так некоторое время назад там оказался один из самых известных «героев» лихих 90‑х Сергей Зарипов.

Смерть по заказу. Откровения пожизненно осуждённого криминального авторитета открыли новые подробности лихих 90‑х | ФОТО Grianghraf on Unsplash

ФОТО Grianghraf on Unsplash

Профессия — киллер

Вообще‑то первоначально профессию он имел самую что ни на есть мирную — прибыв в начале 1990‑х вместе с братом Андреем из Казахстана на невские берега, окончил Ветеринарную академию. Но душа, видимо, требовала большего, и Сергей выбрал другую стезю — создал банду, промышлявшую, главным образом, заказными убийствами. По некоторым данным, она была одной из трех «бригад» небезызвестной ОПГ опального политика Юрия Шутова. Но своего босса (в феврале 2006‑го, кстати, осужденного на пожизненное заключение) Зарипов явно превзошел. «Работу» своей команды он довел до высочайшего уровня.

Участники группировки тщательно готовились к каждому преступлению — подолгу вели наблюдение за будущими жертвами с использованием оптических средств, сканеров, скрытых камер, изучали пути отхода, прослушивали телефонные разговоры, маскировались с помощью очков, перчаток, верхней одежды, обуви, использовали профессиональный грим, парики, накладные усы, бороды и даже поливали головы лаком, чтобы на месте преступления не оставлять волос.

Помимо организаторских способностей Зарипов проявил незаурядный талант оружейного мастера. Он приспосабливал газовые, сигнальные, пневматические пистолеты для стрельбы боевыми патронами. Оружие, сделанное им вручную, позже обнаруживали после убийств в Санкт-Петербурге, Новгороде, Москве.

Бандиты использовали неприметные автомобили — «Жигули» и «УАЗы», часто меняли их. Каждому участнику банды была отведена своя роль в преступлении, каждый из них получал инструкцию, как действовать при возникновении различных ситуаций, например, если намеченная жертва окажет сопротивление. Прорабатывались пути отхода, изучалась местность, где должно было произойти нападение. За исполнение убийства участники банды брали от 10 000 до 15 000 долларов.

24 января 2007 года банда почти в полном составе была арестована. Ее участникам было предъявлено обвинение в 11 эпизодах преступной деятельности. В 2011‑м все они были осуждены к разным срокам заключения, в том числе Зарипов — к пожизненному. Коллегия присяжных, однако, два эпизода признала недоказанными.

Одним из них было убийство бизнесмена Александра Р., совершенное 18 декабря 2003 года в поселке Юкки. Убит он был выстрелом из снайперской винтовки через окно своего загородного дома. Вину за это следствие возлагало на самого Зарипова и его подельника Вячеслава И. Причем, как следовало из материалов уголовного дела, стрелял сам Зарипов. Свою вину он, однако, отрицал, сославшись на очевидный аргумент: к тому моменту он был уже не молод, 37 лет, оружием владел плохо, а рядом с ним стоял молодой бывший спецназовец-снайпер И., так кому стрелять? Этот довод поставил присяжных в тупик, их мнения разделились — 6 на 6. И, как требует закон, по этому эпизоду подельники были оправданы.

И вот теперь, спустя много лет, Зарипов признал: да, стрелял он сам, а Вячеслав просто стоял рядом. Однако, даже поверив его заявлению, отменить оправдательный приговор, основанный на вердикте присяжных, в силу определенных юридических тонкостей уже не получится. Но он сообщил еще одну подробность, которая возможность судебной перспективы дает — назвал посредника этого убийства. По его словам, это был один из членов банды Роман С. От заказчика (имя которого до сих пор неизвестно) из города Боровичи он получил 15 тысяч долларов, а после исполнения заказа честно передал их Зарипову. За предыдущие преступления Роман был приговорен к 17 годам заключения, но в связи с новой информацией прямо в день выхода на свободу был снова арес­тован. Свою вину он полностью признал и сейчас ожидает рассмот­рения дела во Всеволожском районном суде.

Расстреляны из автомата

А Боровичи в «географии» банды Зарипова возникли далеко не случайно. В те годы этот старинный городок Новгородской области приобрел славу «маленького Чикаго», занимавшего первое место в России по количеству огнестрельных убийств на душу населения. Войну за сферы влияния там вели две мощные преступные группировки — «Шанс» и «Комендатура». И Роман, уроженец тех краев, обеспечивал связь Зарипова с тамошними бандитами. Неудивительно, что через него поступил и другой заказ — убить двух лидеров «Шанса». За каждого — 15 тысяч долларов.

В процессе подготовки акции, однако, выяснилось, что сразу обоих убить не удастся — вместе они появляются очень редко. Сосредоточились на одном, но оказалось, что его постоянно сопровождает охранник и «мочить» придется обоих. За дополнительного «клиента» Зарипов потребовал еще 15 тысяч. И заказчик на это пошел — через Романа передал ему 30 тысяч долларов.

Заказ бандиты исполнили идеально, применив все методы слежки и маскировки. 12 августа 2003 года обе жертвы были расстреляны в упор из автомата с глушителем. Стрелял вышеупомянутый Вяче­слав, Зарипов его подстраховывал, и когда второй охранник убитого лидера попытался отстреливаться, подавил его огнем из пистолета. К счастью, никуда не попал. Второго же лидера ликвидировать отказался, видимо, сочтя это слишком рискованным.

Преступление это было раскрыто, его участники, включая заказчика, получили сроки. Но оказалось, что вычислили не всех — один из лидеров группировки «Комендатура», правая рука заказчика, активно участвовавший в переговорах по оплате «работы», из поля зрения борцов с преступностью ускользнул. И никто его тогда не выдал. Теперь же, спустя двадцать с лишним лет, Зарипов «восстановил справедливость» и об этом человеке рассказал.

Ныне, как выяснилось, он пребывает в добром здравии. Все эти годы официально нигде не работал, а ныне — «на пенсии», занимается домашним хозяйством, ездит на рыбалку. Его арестовали и пос­ле тщательного расследования предъявили ему обвинение в пособничестве в убийстве по найму «двух и более лиц». Свою вину он признал частично — дескать, речь шла об убийстве одного, а не двоих. Но почему при этом за «работу» было заплачено 30 тысяч, толком объяснить не может. Его дело будет слушаться в Боровичах. Как гласит закон, применение срока давности в этом случае отнесено на усмотрение суда. Практика же показывает, что суды при таких обвинениях срок, как правило, не применяют, так что у обвиняемого, уже не молодого человека, есть все шансы со свободой расстаться надолго.

Задушен в лесу

Но главную «изюминку» Зарипов, однако, оставил для себя. Он признался в убийстве, которое совершил собственноручно, в одиночку, без подельников и посредников, в далеком 1995 году. Жертвой стал один из членов его группировки, ранее судимый Т., которого заказал брат Зарипова Андрей (в 1999‑м, кстати, погибший при взрыве самодельного взрывного устройства). Мотив был простой: Сергей отрабатывал получаемую от брата ежемесячную матпомощь, общая сумма которой составляла «не менее 1000 долларов США».

Зарипов на своей машине вывез Т. в Чудовский район Новгородской области, а там завел в лес, якобы для того, чтобы проследить за загородным домом очередного приговоренного бизнесмена. По пути на лесной тропинке пропустил вперед, накинул на шею удавку и задушил. Труп расчленил на куски и закопал их в разных местах.

Вот на видеосъемке следственного эксперимента он, еще крепкий жилистый 59‑летний мужчина, деловито показывает на манекене, как накидывал и затягивал петлю. Совесть, похоже, как не мучила его тогда, так не мучает и сейчас. В связи с безвестным исчезновением Т. было возбуждено уголовное дело по убийству. Но никаких зацепок обнаружить не удалось, и оно легло на полку вечным «глухарем». Разумеется, никто бы в жизни не вспомнил теперь о нем, если бы не это неожиданное признание.

Показания Зарипова мы тщательно проверили, — рассказывает следователь по особо важным делам 1‑го («бандитского») управления питерского ГСУ СК Александр Гаврилов. — Нашли бывшую сожительницу Т., к ней пришлось съездить в Белгород. Она подтвердила факт его исчезновения именно в тот период, о котором рассказал Зарипов. Он согласился даже показать место, где закопал труп. Мы трижды выезжали вместе с ним в тот лес. Но за эти годы там все настолько изменилось, что найти какие‑то следы совершенно нереально. В Чудовский городской суд дело передано «без трупа». Раньше в подобных ситуациях рассчитывать на обвинительный приговор было сложно, но в последние годы судебная практика изменилась, и у нас есть все основания рассчитывать на успех.

Но как, собственно, можно еще наказать приговоренного к пожизненному заключению? Да какими‑то ужесточениями режима или переводом в колонию в более суровой климатической зоне. По сути, конечно, новый срок уже ничего не изменит. Но справедливость должна торжествовать независимо ни от чего. Следствие же по основному делу — тому, по которому банда была осуждена в 2011‑м, продолжается. По ряду эпизодов убийств, например, не установлены заказчики. Так что впереди нас, возможно, еще ожидает много интересного.

Читайте также:

Суд вынес приговор по делу о незаконном получении пенсии с северным коэффициентом

«Король» из СИЗО: этот человек нарушил законы страны и понятия преступного мира


#суд #уголовное дело #правосудие #киллер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (8032) от 11.11.2025 под заголовком «Смерть по заказу».


Комментарии