Рука юриста на пульсе времени. О чём говорили на XIII Петербургском международном юридическом форуме?
По уже сложившейся традиции, очередной материал «По закону» мы посвящаем недавно проходившему в нашем городе XIII Петербургскому международному юридическому форуму. Представляем небольшой дайджест наиболее интересных, на наш взгляд, высказываний выступавших на нем спикеров. Темы их выступлений — это «болевые точки» современного права. А по сути, всей нашей жизни. Проблемы миграции, борьба с киберпреступностью, цифровизация делового оборота — все это касается абсолютно каждого из нас. А юристы просто на переднем крае. Они видят лучше, мыслят глубже, формулируют четче. Прислушаемся…

ФОТО Олега СМАГИНА/ТАСС
Право без морали — уже не право

— Мне кажется, все‑таки мы и наука решили вопрос о соотношении права и морали. И ответ на этот вопрос уже ясен и четок. Мораль должна быть интегрирована в право или имплементирована. Мораль не может быть в противоречии с правом, потому что иначе, наверное, это уже не будет правом… Может быть, нам ввести третье основание для освобождения от уголовной ответственности, дабы обеспечить приговорам справедливость? Сейчас это только состояние необходимости и необходимая оборона. А если человек защищал нравственные ценности?
Совесть ничем не заменишь

— Искусственный интеллект и цифровизация не могут заменить человека. По одной простой причине. Потому что у человека есть совесть. Это очень важное понятие… Совесть — это способность человека отличать добро от зла. И это, как мне кажется, краеугольный камень отечественной законодательной и политической культуры… Очень важно, чтобы молодые люди, которых в этой аудитории большинство, понимали, что без некоторой способности сомневаться невозможны здоровые анализы, невозможно движение вперед. Обязательно нужно, чтобы была внутренняя экспертиза.
В суд со словарем

— Хорошие мудрые юристы при заключении международной сделки уже давно стали указывать тот словарь, который они требуют использовать при толковании этого документа. И это не случайно — при пользовании разными словарями могут быть разные результаты. Мы можем привести массу примеров, когда районный, городской и вышестоящие суды принимали решения в зависимости от того, каким словарем они пользовались.
Вместо мигрантов — русских!

— Следственный комитет активно работает по раскрытию преступлений, совершенных иностранными гражданами. В январе — марте 2025 года раскрытие таких преступлений возросло на 65 %. Мы создали соответствующие группы и отделы в центральном аппарате и территориальных управлениях, особенно там, где высок завоз иностранной рабочей силы. Из 6520 тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами, 65 % — незаконный оборот наркотиков. Отмечается рост групповой преступности, увеличение числа преступных сообществ… Необходимо обновление миграционного законодательства. Мы внесли 18 соответствующих предложений, в том числе введение обязательной биометрической регистрации всех мигрантов. Этот эксперимент сегодня осуществляется в аэропортах московского авиационного узла. Он показывает положительные результаты. Нам надо развивать внутреннюю миграцию. Псковская, Вологодская области, Карелия — почему оттуда не завозить русских?
Анклавы плодить не будем

— Миграция — это в первую очередь экономический вопрос. Однако точных целей миграционной политики с точки зрения экономической целесообразности у нас нет. Последняя редакция миграционного законодательства семилетней давности. Обстоятельства очень существенно за это время изменились. Сейчас идет активное обсуждение этой темы — соответствующие документы есть и в Государственной думе, и в Совете Федерации, и в других ведомствах. Но там я не вижу главного — целеполагания. Имеющееся законотворчество носит ситуативный характер, решает сиюминутные проблемы. Это точечное регулирование, оно не увязано с конечным целеполаганием. Есть предложения создать специальные законы, регулирующие какие‑то культурные, религиозные и иные аспекты жизни мигрантов. Этого делать нельзя, потому что таким образом мы фактически легализуем национальные анклавы, живущие не по российским законам.
Криминальный гипноз

— В сфере борьбы с киберпреступностью должно быть государственно-частное партнерство. Участвовать в борьбе с киберпреступностью должны не только государственные и правоохранительные органы, но и разработчики искусственного интеллекта, чтобы предоставлять правоохранительным органам, Роскомнадзору и другим заинтересованным государственным органам инструменты, которые в режиме онлайн смогут выявлять совершающиеся преступления в отношении несовершеннолетних и своевременно их пресекать… Когда человек постоянно находится в контакте с виртуальным пространством, он, по сути, в состоянии гипноза. Почему сегодня так высока эффективность социальной инженерии? Именно потому, что человек, вовлеченный в виртуальное пространство, легче поддается гипнозу.
Потери от кибератак

— В 2024 году, как следует из обзора Центрального Банка, мошенники похитили со счетов россиян 27,5 миллиарда рублей. Это рекордный показатель за все время ведения статистики. Основной объем денежных средств был украден со счетов физических лиц — это 26,9 миллиарда. Такие показатели, конечно, пугают и сильно беспокоят. То, что были кибератаки в прошлом году, касается и нашего большого холдинга ВГТРК. Потом взломали суды. У нас девяносто миллионов судебных решений пропало вообще без вести. Их невозможно восстановить.
Распишитесь…цифрами

— Стороны вправе, если только эта информация не содержит сведений, составляющих охраняемую законом федеральную тайну, подать ходатайство, приложить к нему также электронное доказательство, например, запись видеорегистратора, запись камеры наблюдения и так далее, заверив это все квалифицированной электронной подписью. Если говорить о сервисах, которые используются в данном случае, то у нас действует модуль электронного правосудия на интернет-портале ГАС «Правосудие».
Суд в онлайне

— Как итог в год у нас около 10 миллионов порциальных документов подается на площадке судов в электронном виде. По официальной статистике, более 500 тысяч дел рассматривается через веб-конференцию. Это очень удобно для людей, для суда, и обеспечивает правосудие в более сжатые сроки.
За грязь ответите

— У нас развивается институт юридической ответственности за причинение экологического ущерба. Среди ключевых прецедентов, которые случились в Российской Федерации, на первом месте, конечно, дело «Норникеля» 2021 года, где было взыскано более 146 миллиардов рублей за загрязнение. Дело Усольхимпрома, где было взыскано 1,3 миллиарда. Самый главный общественный резонанс получило в 2024 году загрязнение мазутом в Керченском проливе. И сейчас, по подсчетам Росприроднадзора, ущерб составляет более 84 миллиардов рублей. По данным государственного доклада Министерства природы РФ о состоянии охраны окружающей среды, в 2023 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил более 20 миллионов тонн. Особенно тревожная ситуация у нас с отходами. В 2023 году количество отходов увеличилось почти на 80 % по сравнению с 2014 годом. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, по оценкам Счетной палаты, составляет 2 – 3 % ВВП в год.
На полях стоят дома

— И водные объекты, и земли сельскохозяйственного назначения вновь стали повышенным объектом внимания публичного контроля, потому что мы наконец‑то поняли, что в частный сектор их передали. А насколько мы обеспечим свою безопасность, в том числе и продовольственную? И у нас сейчас оспаривается прокуратурой и антимонопольной службой очень много сделок по поводу участков, которые, так сказать, аккуратно в обход конкурентных процедур и закона об обороте земель с сельскохозяйственным использованием были выведены из аграрного сектора в строительный.
Приватизация с изъяном

— Это совершенно дикая монополизация, дикая концентрация российской экономики, которая произошла в силу вот этой не очень правильной, на мой взгляд, политики по приватизации, без учета тех принципов, подходов, которые наши китайские товарищи учли в своей работе, в том числе бухаринского принципа организации новой экономической политики еще в 1920‑х годах. Это привело к тому, что мы сейчас, через тридцать пять лет, в общем‑то, посыпаем голову пеплом и говорим: слушайте, ну что‑то как‑то не очень, конкуренция‑то движется.
Конкуренты наступают на пятки

— Мы первые по фабрикации топлива, входим в тройку по обогащению топлива, по урановым запасам, по минеральной сырьевой базе. Но нам наступают на пятки наши конкуренты. Мы хорошо знаем этих конкурентов; на сегодняшний день это уже далеко не европейские и не американские компании, а Китай, Корея. Их предложение отличается также достаточно высокой конкурентной составляющей как по срокам строительства, так и по цене.
Проблемы криптокошелька

— Привлекательность криптовалют для криминального сообщества объясняется рядом факторов. Прежде всего анонимностью и отсутствием централизованного контроля. В большинстве случаев отсутствует лицо, контролирующее оборот цифровой валюты, как, например, с безналичными денежными средствами и ценными бумагами. При этом распорядиться цифровой валютой можно удаленно. Ключевой проблемой остается неопределенный статус цифровой валюты, поскольку отраслевая законодательная база и гражданский кодекс прямо не отвечают на вопрос, является ли она имуществом. Данный пробел создает препятствия для формирования устойчивой правоприменительной практики в уголовно-правовой сфере и вызывает трудности как материального, так и процессуального характера.
Сколько стоит интеллект?

— Одно из слабых мест коммерциализации интеллектуальной деятельности — это достоверность оценки интеллектуальных прав. В 2021 году в структуре ФАПРИДа был создан Центр оценки для решения подобного рода вопросов. За это время им было выполнено несколько хороших работ. С 2023 года ФАПРИД является партнером Московского информационного кластера в рамках совместного пилотного проекта Роспатента, Минэка, правительства Москвы и Банка России по оценке интеллектуальных прав для кредитования под залог. В 2024 году в интересах трех субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) выполнена соответствующая работа, в результате которой один из них получил кредит. За два года мы обработали 170 заявок субъектов МСП. Кластер провел через этот проект 34 заявки. Сумма выданного кредита 1,13 миллиарда рублей.
Инвестор платит ...и выигрывает

— Я ратую за правовое просвещение разработчиков компьютерных игр и тех, кто причастен к разработке в части дизайна, механики и т. д., чтобы у них было понимание того, как этот объект может защищаться в будущем в рамках конкуренции. Особенно у маленьких разработчиков нет понятия того, на каком этапе они должны подключать юристов. У них просто нет на это денег. Часто они передают свои права большому инвестору без возможности получения дополнительных денежных средств от реализации этого продукта. Надо обеспечить им возможность получения субсидий от государства. Меньше 1 % российских разработчиков игр патентуют результаты своего труда. Здесь есть и элемент правовой неопределенности. Игра — это огромная совокупность объектов: музыка, персонажи, игровые механики. Каков механизм защиты игровой механики. Непонятно…
Читайте также:
Право смотрит в будущее. XIII Петербургский международный юридический форум завершил свою работу
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7931) от 20.06.2025 под заголовком «Рука юриста на пульсе времени».
Комментарии