Новые законы о миграции и их первые результаты
Наступивший учебный год принес перемены российским школам. Где‑то не слишком ощутимые, а где‑то весьма значимые — в зависимости от количества учеников-иностранцев. Но для администраций образовательных учреждений сложностей и хлопот прибавилось, пожалуй, повсеместно.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Реестры как фактор порядка
В соответствии с подписанным президентом федеральным законом № 314 (касающимся учета результатов тестирования иностранных граждан на знание русского языка, истории и законодательства РФ, а также регулирующим доступ к услугам образования), с 30 августа 2025 года информация о результатах тестирования должна стекаться в специальный Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении. Школы должны сообщать о результатах тестирования детей-иностранцев, подтвердивших языковой уровень, достаточный для освоения образовательных программ. В этом же реестре будет аккумулироваться информация о сертификатах, выданных тем иностранцам, кто претендует на российское гражданство и успешно сдал экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства.
«Невидимок» выводят на свет. Доступ к нашему рынку труда становится сложнее для иностранцевА через 180 дней с момента опубликования этого закона, то есть с 27 января будущего года, учебные заведения и органы государственной власти и местного самоуправления в сфере образования начнут передавать в территориальные органы МВД России сведения об иностранцах — детях и их родителях, что называется, в режиме реального времени. О результатах тестирования на знание русского языка, о приеме юных мигрантов в школы, колледжи, техникумы и профтехучилища, об их отчислении по той или иной причине, а также о фактах обращения иностранцев, включенных в реестр контролируемых лиц (куда вносят нелегалов), с заявлениями о приеме в учебное заведение. МВД в свою очередь обязано предоставлять системе образования данные о миграционном учете и правовом положении несовершеннолетних иностранцев, чтобы школы, колледжи, техникумы и профтехучилища точно знали, могут ли они принять ребенка. Школы получат документы, подтверждающие законность пребывания семьи в РФ, сроки этого пребывания, адрес регистрации и постановки на миграционный учет и т. д.
Принять нельзя отказать
Дилемма, где поставить запятую, с весны стоит перед многими образовательными учреждениями. Федеральный закон № 544, запретивший зачислять в классы детей-иностранцев без знания русского языка и без проверки легальности их нахождения на территории нашей страны, вступил в силу еще в начале апреля. Количество несовершеннолетних мигрантов, принятых в российские школы, уменьшилось с тех пор в разы. В большинстве регионов с экзаменами справились немногие, но и допущены были далеко не все. О чем рассказал в своем телеграм-канале спикер Государственной думы Вячеслав Володин: «В Нижегородской области количество заявлений на прием в школу от иностранных граждан снизилось почти в десять раз, в Воронежской — в семь. 55 детей мигрантов из 91 в Калужской области не подтвердили достаточный уровень знаний русского языка, в Свердловской области — 53 из 66, в Тульской области — 32 из 62, в Республике Коми — 11 из 14, в Республике Крым — четверо из десяти…».
В школы Северной столицы было подано около тысячи заявлений на право сдавать экзамен по русскому языку. Почти половина заявителей отсеялась еще на стадии проверки документов: вопросы вызвала законность пребывания детей в России либо собранные взрослыми пакеты документов были неполными, а у кого‑то представленные сведения и вовсе оказались недостоверными… В итоге за неделю до начала учебного года из допущенных к экзамену 514 ребят успешно справились с испытанием примерно половина; к завершению приемной кампании 257 несовершеннолетних иностранцев были зачислены в петербургские школы. То есть с первого раза добились успеха менее трети семей мигрантов, желающих устроить своих детей учиться. В прошлом году, когда в школы принимали без каких‑либо языковых фильтров, в Петербурге сели за парты свыше 1,7 тысячи юных мигрантов — чуть ли не в семь раз больше нынешнего…
Куда пойдут не прошедшие тестирование? Одни начнут усиленно учить русский с волонтерами или на онлайн-платформах, такие возможности существуют. Других родители отправят получать образование домой под опекой родственников. Отдельные семьи вернутся в свои страны полным составом, раз уж не получилось закрепиться в России. Но высока вероятность, что немалая часть не принятых в школы детей и подростков будут просто предоставлены сами себе, пока родители на работе. А это уже плохо для всех…
«Мы видим срез — закон работает, — отметил в своем телеграм-канале депутат Государственной думы ФС РФ от Петербурга Михаил Романов. — Дальше будем отрабатывать вопрос с МВД. Все‑таки дети не должны болтаться по улицам. Если есть основания отправить на родину, пусть отправляются». Законодатели ожидают, что эффективность учета и контроля за иностранными гражданами, проживающими в нашей стране, существенно повысится именно в будущем году, когда заработает система автоматического обмена информацией о детях-мигрантах и их семьях между органами управления образованием и МВД. Тогда в поле зрения попадут все дети, «невидимые» сейчас. И те из них, кто не получает среднего образования, вполне могут оказаться выдворенными из страны, причем всей семьей. «Мы будем внимательно следить за правоприменительной практикой при действии новых норм и дальше шлифовать законодательство в этой сфере. Важно учесть все нюансы новой ситуации», — отмечает Михаил Романов. Кстати, с 2024 года Госдума приняла уже 21 федеральный закон в сфере миграционной политики, 17 из них были инициированы депутатами.
МЕЖДУ ТЕМ
Депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду» внесли 9 сентября в Госдуму законопроект, запрещающий трудовым мигрантам привозить с собой в Россию членов семьи (документ опубликован в законодательной базе Госдумы). Исключение авторы инициативы предлагают сделать для граждан Белоруссии и высококвалифицированных иностранных специалистов. По мнению депутатов, пребывание в стране семей трудовых мигрантов приводит к значительной нагрузке на социальную инфраструктуру государства, в том числе на образовательные учреждения и систему здравоохранения. «При этом доходы бюджетов от патентов мигрантов не компенсируют расходы на содержание неработающих членов семей, что делает данную модель миграционной политики экономически невыгодной», — говорится в пояснительной записке к документу.
Читайте также:
Вячеслав Володин заявил о сокращении числа допущенных к обучению в школах детей мигрантов
Отправили курьера. Как новый запрет изменит рынок доставки в Петербурге?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7998) от 23.09.2025 под заголовком «Как сделать невидимых видимыми».




Комментарии