Не попадайтесь! Мошенники предлагают по телефону срочно проверить квартирные счётчики
Вернее, не счетчики, а голоса по телефону, которые предлагают эти счетчики срочно поверить или бесплатно заменить: торопят, не дают подумать, требуют принять решение в течение минуты и назвать дату визита мастера. Очередная история мало чем отличается от сотен ей подобных…

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Сотрудница «Петроэлектросбыта» — так она представилась — сообщила горожанке о том, что ей следует поверить счетчик. Была крайне любезна, поинтересовалась, когда лучше прийти мастеру. Даже предложила записать имя/фамилию/отчество и номер удостоверения сотрудника, который явится в указанный день. И как бы между прочим попросила назвать код из отправленного на телефон SMS — это, дескать необходимо для того, чтобы заявка была зафиксирована в электронной очереди. По той настойчивости, с которой звонившая просила его сообщить, переходя порой к угрозам (мол, не поверите счетчик, будете платить за электричество больше), горожанка и поняла, что дело нечисто. Тем более что знала: счетчик у нее довольно новый, работает исправно, до очередной поверки, а тем более до замены далеко… Но и у нее возник вопрос: а может быть, и правда звонили из «энергосбыта»?..
Редакция обратилась за комментариями в Петербургскую сбытовую компанию (ПСК). И вот что там ответили: «Мошенники звонят гражданам и под различными предлогами пытаются получить персональные данные и другую личную информацию для доступа к аккаунтам на портале госуслуг и к банковским счетам. Легенды могут быть разными, но в последнее время большинство из них связано с поверкой или заменой электросчетчиков. Вам могут сообщить, что только до конца 2025 года можно бесплатно поменять счетчик и сделать это нужно срочно; якобы для оформления заявки на замену нужны паспортные данные, номер СНИЛС и ИНН или нужно скачать специальное приложение. Все это недостоверная информация».

В законодательстве РФ указано, что квартирные счетчики теперь подлежат только бесплатной замене (причем бесплатна как работа, так и сам прибор) по мере истечения срока эксплуатации или в случае поломки.
Если прибор вышел из строя, то следует оставить заявку на визит инженера либо по телефону 8 (812) 679‑22‑22, либо через сервис «Отправить сообщение» на сайте eirc.spb.ru, либо в клиентском офисе «ЕИРЦ СПб».
Чтобы заменить счетчик с истекшим межповерочным интервалом, абоненту необходимо дождаться письменного уведомления от ПСК. И после этого позвонить по телефону «горячей линии» 8 (800) 511‑40‑61 (ежедневно с 8.00 до 22.00) для согласования времени прихода мастера.
Сами сотрудники ПСК могут позвонить абоненту, но лишь для каких‑либо уточнений после того, как заявки оформлены. В этом случае подобный звонок не будет неожиданным для горожанина.
Ни при каких обстоятельствах представитель компании не будет спрашивать номера документов, коды, наборы цифр из SMS и прочую информацию. И уж точно не будет диктовать номер удостоверения.
Между тем
Мошенники тоже читают газеты и комментарии специалистов, а потому сценарий их общения с клиентами меняется чаще, чем компании успевают выступить с очередными пояснениями. А потому, видимо, достаточно будет одного обязательного правила: не называйте по телефону никаких цифр, хотя бы отдаленно напоминающих коды.
Читайте также:
Круговорот электричества: как жильцам платить «за свет» в коммунальной квартире?
Не будьте слишком доверчивы. Кто чаще всего попадает на уловки телефонных мошенников?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7878) от 31.03.2025 под заголовком «Опять счетчики».
Комментарии