Надёжно, удобно и выгодно. Полис ОСАГО становится насущной необходимостью
«Автогражданка смотрит в будущее» — так называлась статья, опубликованная в нашей газете 4 февраля нынешнего года. Как отмечалось в ней, полис ОСАГО сегодня является самым прогрессивным страховым продуктом. Свою роль драйвера страхового рынка он сохраняет и сейчас. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя премия (стоимость полиса) за первые пять месяцев 2025 года в Санкт-Петербурге составила 9700 рублей — на 6,4 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя выплата по ОСАГО с января по май достигла 99 300 рублей — на 13 % больше, чем за тот же период 2024‑го. Общая сумма выплат по ОСАГО за пять месяцев составила 3,3 млрд рублей.
ФОТО Jan Baborák on Unsplash
Вместо предупреждения — штраф
В числе прочего в нашей статье говорилось о том, что в декабре 2024‑го начался эксперимент по проверке наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. «После запуска системы с предупреждениями будет видно, где больше всего автовладельцев без ОСАГО. Скорее всего, в сельской местности эта доля выше, чем в Москве и крупных городах. Проведение эксперимента как раз позволит таким водителям подготовиться и купить страховку», — прокомментировал ситуацию президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
Предполагалось, что во время тестового периода автовладельцев без обязательного полиса штрафовать не будут, но начнут отправлять им предупреждения на «Госуслугах». Это должно было помочь отладить систему и избежать ошибок. Тест системы планировали запустить в марте, затем отложили до июля, а теперь и вовсе хотят отменить. Вместо этого водителей без полиса предполагается сразу штрафовать. Систему планируется запустить уже к ноябрю 2025‑го, однако пока технология не отработана. Как признал Уфимцев, при подготовке эксперимента стало ясно, что для его запуска нужно доработать информационную систему ГИБДД, хотя бы для того, чтобы за день водитель получал не более одного штрафа по камерам за отсутствие ОСАГО. Что касается страховщиков, то с их стороны для запуска проверок наличия ОСАГО с использованием дорожных камер все готово.
Инициатива об автоматической проверке полисов обсуждается уже много лет. Согласно оценкам РСА, сейчас без ОСАГО ездят порядка 7 – 10 % автовладельцев по всей стране. В некоторых регионах обязательной автогражданки не имеет практически каждый второй. Уфимцев считает, что автоматическая проверка в первую очередь затронет тех водителей, которые используют машину в местах с большой концентрацией дорожных камер — в крупных городах, на федеральных и региональных трассах.
С учетом ежегодного увеличения количества камер в РСА ожидают серьезного снижения числа автовладельцев без полиса. Это повысит защищенность на дорогах всех автомобилистов. Если у виновника аварии будет договор ОСАГО, то потерпевшие смогут рассчитывать на страховую выплату, а ему самому не придется компенсировать им ущерб из собственного кармана, как это происходит, когда у него нет полиса.
Доплата гарантирована
Дополнительную выплату для ремонта по ОСАГО предлагают ввести в России — итоговая сумма не будет учитывать износ авто. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму и, вероятно, будет рассматриваться на осенней сессии. Нововведение может заработать уже со второй половины 2025 года. Сегодня, как отмечают в РСА, доля натурального возмещения, когда страховщик самостоятельно направляет машину клиента на станцию, с которой у него заключен договор, составляет не более 5 – 6 %. Дело в том, что станции техобслуживания часто отказываются проводить ремонт по ОСАГО. Одна из основных причин — в жестких требованиях к восстановлению авто по страховке. Его нужно провести за 30 дней. Однако из‑за внешних обстоятельств — ухода многих производителей иномарок и сложной логистики при доставке запчастей — в некоторых случаях это просто невозможно.
Однако денежной компенсации на самостоятельный ремонт автовладельцам часто не хватает, потому что ее сумма рассчитывается с учетом износа. В итоге она порой оказывается в два раза меньше реальной стоимости ремонта. Нововведение позволит обращаться к страховщикам за дополнительной выплатой, если первой оказалось недостаточно. Пострадавший сможет пойти в любой автосервис по своему выбору, а затем направить страховщику подтверждение, что восстановление машины обошлось дороже полученной им первоначально суммы. Нужно будет прислать документы об оплате работ и показать отремонтированное авто. При этом потерпевший сможет получить доплату в том числе и за скрытые повреждения, если в процессе ремонта таковые будут установлены.
Сейчас парк авто в России обновляется медленнее, чем раньше. Из-за этого средний возраст транспортных средств будет только расти, поэтому со временем объем заявлений на получение доплаты будет увеличиваться. Скорее всего, произойдет существенный рост выплат, особенно для владельцев автомобилей старше пяти лет. Компенсация для таких машин может увеличиться на 30 – 40 %.
Казалось бы, страховщикам это невыгодно. Но они активно выступают за нововведение. Как пояснил Уфимцев, в РСА ожидают роста количества ремонтов по ОСАГО за счет введения права потерпевшего получить доплату за износ. Доля восстановлений авто в общем количестве может составить 20 – 25 %. Правда, некоторые эксперты полагают, что это может привести и к росту средней цены полиса примерно на 7 %.
Обойдемся без ГАИ
24 июня 2025 года президент России подписал закон о повышении выплат по европротоколу. Этот документ, как известно, оформляется при ДТП без значительного ущерба, участии не более двух транспортных средств и наличии полиса ОСАГО у обоих водителей. Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев (80 %) размер страховых выплат не превышает 100 тысяч рублей. Такую сумму до последнего времени составлял и максимально возможный размер выплаты, когда у участников ДТП имеются разногласия и оформлена фотофиксация повреждений.
Теперь лимит выплат страхового возмещения в подобной ситуации поднят до 200 тысяч рублей. Эти изменения вступили в силу уже 5 июля.
В случаях когда водители указали в извещении о ДТП на отсутствие разногласий, но не оформили фотофиксацию, предельная выплата остается прежней. В случае если водители согласны и выполнили фотофиксацию, лимит выплат, как и раньше, составляет 400 тыс. рублей.
По данным РСА, количество заявлений, оформленных с использованием европротокола за первые 5 месяцев 2025 года, составило 350 тыс. штук. Их доля в общей массе достигла 41,8 % (в Петербурге, соответственно, — 10,6 тыс. и 30,6 %).
«Европротокол становится незаменимым инструментом для современных российских водителей, позволяя сэкономить силы и время в случае попадания в ДТП, — заявил Евгений Уфимцев. — Оформляя аварию самостоятельно, водители существенно сокращают время ожидания представителей власти, а также снижают нагрузку на движение на дорогах, минимизируя заторы. Страховые компании активно поддерживают оформление аварий по европротоколу, гарантируя своевременное возмещение ущерба в пределах установленных лимитов, которые теперь увеличены», — заявил он. При этом добавил, что РСА и страховое сообщество активно поддерживают нововведение, которое поможет еще больше развить и популяризировать процедуры упрощенного оформления документов о ДТП.
Читайте также:
Водителям приготовиться. Минфин повысит госпошлины для автомобилистов
Зверь как имущество. ДТП с дикими или домашними животными случаются не так уж и редко
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7959) от 30.07.2025 под заголовком «Надежно, удобно и выгодно».





Комментарии