МВД РФ дало новые рекомендации россиянам, способные оградить их от финансовых мошенников
Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) МВД РФ опубликовало для россиян новые рекомендации, способные оградить их от финансовых потерь из‑за мошенничества.
ФОТО Jason Goodman on Unsplash
По информации ведомства, для преступников особо характерны призывы к немедленному действию, ошибки и неформальный стиль общения. «Представители настоящих государственных органов никогда не требуют «срочно» перезвонить по неизвестному номеру — это ключевой маркер мошенничества, — сообщают в правоохранительных органах. — Кроме того, в поддельных сообщениях часто встречаются стилистические ошибки, а общение с жертвой нередко происходит неформально». Еще один признак обмана — некорректные или неправильные данные. Помимо этого маркером поддельного сообщения может стать и нестандартный отправитель. «Такие сообщения часто приходят с личных аккаунтов в мессенджерах, email-адресов или с номеров, не имеющих никакого отношения к официальным», — пояснили в УБК.
В МВД добавили, что самая популярная уловка мошенников последних месяцев — заставить гражданина самостоятельно инициировать звонок. Это позволяет злоумышленникам обходить механизмы защиты банков и операторов связи, которые теперь блокируют входящие вызовы от мошенников. «Помните: официальные службы никогда не просят перезвонить по сомнительному номеру для решения проблем», — напоминают в управлении. И перечисляют уже известные варианты обмана.
Так, нередко хищение паролей от «Госуслуг» и получение персональных данных происходит под видом установки нового или ремонта старого домофона. Людям поступают звонки якобы из управляющей компании с информацией о смене двери в подъезде и необходимости подтверждения действия с помощью SMS или кода.
Часто используют детей и подростков: мошенники убеждают их взять телефон родителей и назвать присланный код из SMS, который открывает доступ к профилю родителей на портале «Госуслуги». Кроме того, подчас ребят вынуждают сделать то же самое под видом звонка от завуча или школьного учителя. Что касается взрослых, то здесь спектр выдумки преступников широк: часто они звонят (или даже пишут в мессенджерах) от имени «Почты России», компаний доставки, а также поликлиник, социальных служб и т. д.
Поскольку злоумышленники нередко хорошо подготовлены, чтобы расположить к себе жертву, они применяют множество психологических приемов. Например, постоянно называют человека по имени-отчеству. Или пользуются правилом трех «да», когда жертве последовательно задают вопросы, с которыми он не может не согласиться. А затем, пользуясь его положительным настроем, задают ключевой вопрос, на который человек может ответить «да» по инерции. А этот ответ может быть фатальным, поскольку с его помощью преступники могут обойти защиту.
Увы, но все чаще жертвами мошенников становятся люди, казалось бы, достаточно образованные и обладающие высоким уровнем интеллекта. Однако даже им порой сложно противостоять действиям профессионалов. Поэтому основная рекомендация психологов — не отвечать на звонки с неизвестных номеров вовсе. А если такое невозможно, то, услышав неизвестный голос или предложение об услугах банка, представителей правоохранительных органов и т. д., сразу сбросить звонок. «Как только закрадывается даже малейшее сомнение, лучше повесить трубку», — рекомендует кандидат психологических наук Татьяна Яничева.
Если же вы все‑таки стали жертвой мошенников, не стоит углубляться в чувство стыда и корить себя за случившееся. Лучший вариант — поделиться произошедшим с тем, кто не будет воспитывать, а реально поддержит. «Если таких людей нет, надо сказать самому себе о том, что в жизни случается все, а безвыходных ситуаций не бывает», — добавляет психолог. Если вы оказались втянуты в мошенническую схему, не бойтесь обратиться и в правоохранительные органы: практика показывает, что преступников все же могут находить и наказывать.
Так, прокуратура Кировского района Петербурга защитила права обратившейся в надзорный орган 68‑летней местной жительницы. Как было установлено, в апреле прошлого года мошенники убедили пожилую женщину взять кредит в 260 тысяч рублей под 27 % годовых — деньги она перевела злоумышленникам, которые солгали ей, что таким образом она сможет аннулировать заем, оформленный на нее ранее.
По закону, сотрудники банка, действуя добросовестно и осмотрительно, обязаны были убедиться, что финансовая операция совершается клиентом добровольно. Но этого почему‑то не сделали. В целях защиты прав пенсионерки прокурор Кировского района города обратилась в суд с иском о признании кредитного договора недействительным.
Суд требования прокуратуры удовлетворил — кредитный договор признали недействительным, а с банка взыскали 87 тысяч рублей, которые пенсионерка успела выплатить в счет погашения кредита.
Однако лучше вообще не иметь дела с теми, кто хотя бы потенциально опасен, — в этом случае молчание часто действительно дороже золота.
Читайте также:
От операционной до мошенничества: врач-хирург попался на работе курьером аферистов
У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Мошенники
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7986) от 05.09.2025 под заголовком «Дороже золота».





Комментарии