Держитесь, мошенники! Мобильные операторы скоро смогут идентифицировать пользователей

В России готовят регулирование виртуальных АТС (ВАТС) — сервисов, позволяющих компаниям подключать телефонные номера и управлять ими через Интернет. Операторы будут идентифицировать пользователей — это должно помочь в борьбе с мошенниками.

Держитесь, мошенники! Мобильные операторы скоро смогут идентифицировать пользователей | ФОТО Devin Kaselnak on Unsplash

ФОТО Devin Kaselnak on Unsplash

По информации из проекта постановления, для операторов связи вводятся новые обязанности, связанные с работой виртуальных АТС. Теперь оператор обязан информировать абонентов о договорах на услуги связи через их личный кабинет на «Госуслугах».

Также услуги ВАТС будут приостанавливаться, если абонент не предоставил данные о пользователях и не прошел аутентификацию. Услуги будут возобновляться через три дня после устранения нарушений.

Для абонентов тоже вводятся правила. Так, они обязаны в течение 15 дней после заключения договора предоставить данные о сотрудниках, которые будут пользоваться услугами ВАТС. При смене работников будет необходимо обновлять эти данные.

Будет запрещен доступ к ВАТС из‑за рубежа, а также запрещается использовать инфраструктуру иностранных IT-компаний, которые не представлены в России.

В пресс-службе Минцифры рассказали, что идентификация абонентов должна осуществляться на основе договоров с операторами — по принципу идентификации абонентов мобильной связи (ПРТС). «Реализация обновленных правил оказания услуг связи позволит закрыть пробелы действующего законодательства и тем самым существенно снизить количество мошеннических звонков», — указывают в пресс-службе Минцифры.

Также операторы связи должны отслеживать IP-адрес абонента (он должен быть российским) и удостовериться через ЕСИА, что звонок инициирован именно тем лицом, с которым заключен договор. В КоАП РФ есть статья за оказание услуг с ВАТС в нарушение установленных правил.

«Реализация проектируемого регулирования впервые определит правила оказания услуг ВАТС в сети связи общего пользования и существенно снизит риск использования услуг связи с использованием ВАТС злоумышленниками при реализации различных сценариев мошенничества», — указано в пояснительной записке к документу.

Председатель IT-комитета Госдумы Сергей Боярский отмечает, что через ВАТС совершается существенное количество преступлений против россиян, именно этими инструментами зачастую пользуются мошенники и их подельники. Он добавляет, что виртуальные станции — это технологическая эволюция бизнеса: дешевле, гибче и удобнее, чем традиционная телефония. «Преимущества оборачиваются вызовами для безопасности граждан. Уверен, что при введении точечных ограничительных мер бизнес получит максимум пользы от ВАТС, а государство — важный инструмент для борьбы с киберпреступностью», — указывает Боярский.

«Я думаю, это следующий шаг в борьбе с мошенничеством. Он позволит сделать так, чтобы можно было идентифицировать любую структуру по номерам. Пользуются ВАТС, как правило, компании среднего и большого бизнеса, где много пользователей. Им необходимо использовать такие АТС, чтобы сокращать затраты на пользование линиями связи», — уверен эксперт рынка.

В пресс-службе одного из мобильных операторов рассказали, что новые правила предложены в рамках доработки законодательства по борьбе с мошенничеством. Изменения никак не затронут добросовестных пользователей, но ограничат возможность использовать виртуальные АТС в мошеннических схемах. 

Новые правила будут направлены в первую очередь на обеспечение безопасности при оказании этой услуги и влияния на бизнес-процессы компания не ожидает.

Читайте также: 

«Птичьи права» вместо рая: как договор на бессрочное проживание оказался фикцией

Прокуратура разъясняет. Иск — способ защиты от телефонных мошенников


#мошенники #атс #операторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7999) от 24.09.2025 под заголовком «Держитесь, жулики!».


Комментарии