В Доме культуры посёлка Кузьмолово состоялась премьера спектакля ART-театра «ОТRАЖЕНИЕ» «Небесные жёны»

Спектакль (12+) создан по мотивам произведений писателя, филолога-фольклориста и этнографа Дениса Осокина. Его творчество пропитано культурой и традициями самобытного народа мари, представители которого проживают на территории 47‑го региона.

В Доме культуры посёлка Кузьмолово состоялась премьера спектакля ART-театра «ОТRАЖЕНИЕ» «Небесные жёны» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Сохраняя традиции и ценности

Спектакль «Небесные жены», отсылающий к известному фильму «Небесные жены луговых мари» (16+), снятому по одноименной книге Дениса Осокина, получился сложно-многослойным. Неспрос­та режиссер постановки Оксана Сазонова определила ее жанр как «сон-фантазия», главная миссия которого — показать поэтическую красоту культуры мари.

«Я сохраняю традиции и цен­ности этносов в своих произведениях. Это получается само собой. Делиться тем, что любишь…» — подчеркнул Денис Сергеевич в ходе творческой встречи со зрителями после спектакля.

Надо сказать, что основная часть творчества Осокина посвящена культуре народов Средней Волги. Известность писатель получил благодаря снятому по его повести фильму «Овсянки» (18+) — об исчезнувшем племени меря, которое полностью ассимилировалось с восточными славянами. Но все‑таки особое внимание он уделяет именно марийцам, их он чувствует, как говорится, насквозь.

«Я родился в Казани, окончил филологический факультет Казанского университета. Работая на местном телевидении, стал автором и режиссером цикла документальных фильмов «Солнцеворот» о традиционной культуре народов Поволжья, — рассказывает Осокин. — Сфера этнографии, фольклора интересует меня с детства. Со школьных лет изучаю литературу на эту тему, в студенческие годы даже ездил в этнографические экспедиции, был свидетелем и участником народных праздников и обрядов, брал интервью и у деревенских жителей, и у ученых». Именно так удалось собрать богатую коллекцию хрупкого этнографического материала, который теперь бережно используется специалистом в работах.

«Я не ученый, я — писатель. Но в моих художественных произведениях нет лжи, — отмечает Осокин. — Могу открывать ­какие‑то новые грани или даже новые земли, но если там присутствуют обряды, традиции, то они выверены точно — этому можно верить».

Дорога к себе

Марийцы на Ленинградской земле живут с давних времен, о чем свидетельствуют исторические источники: от готских летописей VI века н. э. до указа Петра Первого о привлечении народов Поволжья на строительство Санкт-Петербурга. Император приглашал работников с территории Поволжья, среди которых были марийцы.

История объединения этого народа в единую общественную организацию на Северо-Западе начинает отсчет с конца 80‑х годов ХХ века. Официальную регистрацию марийское землячество здесь получило в ноябре 1997 года. А его главной миссией стало сохранение и развитие идентичности в регионе проживания, национальной культуры и связей с соотечественниками в Республике Марий Эл и в других регионах России.

«Марийцы относятся к финно-­угорской языковой группе. Это роднит их с коренным населением Ленинградской области, таким как водь, вепсы, ижора… У них с ними много общего в культуре, традициях и обычаях, — рассказывает председатель Марийской НКА «Ший корно» Лариса Арламова. — К сожалению, в последнее время наш язык потихонечку теряет свои позиции. Многие, увы, понимают, но сами не говорят на нем. А вот традиции и обычаи более чем живы. Например, в моей семье готовят подкоголь — это вареники с картошкой, которые иног­да называют «вареными пирожками», еще одно угощение марийцев коман-мелна — трехслойные блины с начинкой из пшенной каши, их пекут по праздникам и укладывают стопами. Ну и, конечно, мы помним о наших национальных праздниках. Один из них проводим в начале лета во Всеволожском районе. Это ежегодный национальный марийский праздник «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов»), который символизирует весенне-летнее возрождение природы, любовь к малой родине».

«Мари тоштер»

В день премьеры спектакля марийцы организовали небольшую выставку предметов быта и культуры народов России из фондов общественных интерактивных музеев национальных культур областного Дома дружбы. Среди экспонатов — раритеты из музея марийской культуры «Мари тош­тер». Это и авторская вышивка конца XIX века, и деревянные тарелки, и туески, которым тоже уже почти сто лет.

«Мы любим и гордимся своей культурой и ценим каждое прикосновение к ней. Но особенно приятно, когда о ней узнают и другие», — делится Лариса Арламова.

Эти искренние слова не только важны, но и актуальны, особенно с учетом того, что следующий, 2026‑й, в нашей стране объявлен Годом единства народов России.

НАША СПРАВКА 

Народ мари, которому удалось сохранить свои традиции, — потомки древнего населения Среднего Поволжья — территории, где сейчас располагается Республика Марий Эл. Считается, что в эти края предки современных марийцев пришли около 1500 лет назад. Их земли расположились по обе стороны Волги: река разделила народ на две этнические группы — горных и луговых марийцев.

Сегодня около половины представителей этого народа проживают за пределами исторической родины, в том числе в Ленинградской ­области, а также в Кировской и Свердловской областях, Башкирии, Татарстане, Удмуртии.

Читайте также:

Танец — душа народа. В Северной столице прошёл Фестиваль культуры народов Кавказа

Как в Северной столице прошёл первый фестиваль культуры народов Поволжья?


#Всеволожский район #спектакль #Марийцы #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (8041) от 24.11.2025 под заголовком «Марийские миры на Ленинградской земле».


Комментарии