Узнаем по голосу. Совершенствование миграционного права в России идёт семимильными шагами

Озвученная губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко инициатива по решительному изменению подходов к миграционной политике (с ней он намерен выйти на федеральный уровень) предполагает приглашение иностранцев на работу в Россию только через оргнабор, в конкретные отрасли и даже на определенные объекты. При этом работодатели, привлекающие мигрантов, должны нести повышенную ответственность за них. Такой подход ориентирован исключительно на временную трудовую деятельность иностранных граждан, поэтому и запрет перевозить им в РФ свои семьи выглядит вполне логичным. Как подчеркнул глава 47‑го региона, семьи мигрантов создают нагрузку на школы, детские сады и учреждения здравоохранения.

Узнаем по голосу. Совершенствование миграционного права в России идёт семимильными шагами | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

О том же, в принципе, на недавнем Петербургском международном юридическом форуме говорил и председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин: если мигранты приезжают в Россию работать, вместе с ними не должно быть «никаких жен, мужей, бабушек, дедушек и детей». Глава ведомства даже предложил бизнесу полностью оплачивать содержание нанимаемых иностранцев: «Надо, чтобы наши бизнесмены, те, которые завозят мигрантов и полагают, что без них мы погибнем, сделали так, чтобы все происходило за счет работодателей — жилье, страхование, медицинское обслуживание». Бастрыкин также считает необходимым заключать с иностранцами контракты, по окончании которых они должны возвращаться на родину.

Но такие инициативы, если они будут приняты, все же, скорее, дело будущего, возможно, не столь уж близкого. Между тем «семейная» проблема трудовой миграции (точнее, проблема детей-иностранцев в РФ) уже приняла угрожающие масштабы. По официальным данным, озвученным на днях МВД, около половины несовершеннолетних мигрантов, проживающих в России, не ходят в российские школы. А проживает их — ни много ни мало — свыше 638 тысяч, причем отчетливо видна тенденция к росту числа иностранцев, приезжающих в Россию со своими семьями.

По информации одной из парламентских партий, в Москве из 80 тысяч детей мигрантов обучаются в школах только 25 тысяч. Где остальные? Сидят дома. Помогают родителям на рынках. Или болтаются на улицах, собираясь в этнические компании и группировки внутри «взрослых» анклавов. Есть еще небольшая категория тех, кто получает «образование» в частных национально-религиозных школах, действующих зачастую на не вполне понятной с юридической точки зрения основе. И эта категория вызывает у экспертов (в том числе у представителей официально зарегистрированных мусульманских организаций) еще больше тревоги, нежели просто болтающиеся подростки, поскольку в таких школах нередко преподается не традиционный ислам, а его вредные и опасные течения.

Как бы то ни было, не дошедшие до российской школы дети не адаптируются и не интегрируются в принявшей их среде. К тому же, не получив российского образования, они не смогут рассчитывать на успешную карьеру и достойный уровень жизни в будущем, и риски встать на путь криминала в их случае возрастают кратно.

В этой партии убеждены: посещение российских школ нужно сделать обязательным для всех несовершеннолетних мигрантов, находящихся на территории нашей страны. А если такие дети в школу не ходят без уважительных причин, то всю семью иностранцев следует депортировать из России (соответствующее обращение партийцы направили главе МВД Владимиру Колокольцеву).

Как эта инициатива сообразуется с предлагаемым «вахтовым» принципом организации трудовой миграции? Через уже введенную норму о тестировании детей-­инофонов при зачислении в школу. Тот, кто едет на заработки, едет один. Если же семья мигрантов планирует остаться в России, ей придется заранее подготовиться, выучив язык. Всем, включая детей. Собственно, в этих предложениях нет ничего особенно нового и революционного: давать образование детям — обязанность как родителей-россиян в нашей стране (ответственность предусмотрена в КоАП и в Семейном кодексе вплоть до лишения родительских прав), так и для иностранных граждан — в их государствах. Просто до сих пор категория несовершеннолетних иностранцев как‑то выпадала из поля зрения тех, кто контролирует миграцию…

Идею с высылкой семей мигрантов за непосещение их детьми российских школ поддержал также глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Думцы утверждают: их инициативы направлены в первую очередь на противостояние нелегальной миграции, на наведение порядка в этой сфере.

Между тем в этой работе 30 июня начался очередной значимый этап: была запущена вторая фаза пилотного проекта, направленного на создание цифровых досье на въезжающих в страну иностранцев из безвизовых стран. Теперь всем им нужно заранее пройти электронную идентификацию, что является вторым этапом цифровой регистрации мигрантов с биометрией. Не позднее чем за трое суток до приезда в РФ они должны через мобильное приложение RuID подать электронную анкету, загрузив в форму персональные сведения, фото, копию удостоверения личности, а также предоставив голосовую запись (интерфейс адаптирован для говорящих на русском, английском, армянском, узбекском, таджикском, казахском и киргизском языках). Регистрация осуществляется по адресу электронной почты. Информация, переданная через RuID, станет частью персонализированного цифрового профиля, который получит уникальный код и сможет в будущем заменить бумажные патенты и другие документы. В нем будет фиксироваться история пересечений госграницы РФ и иная значимая информация. Предполагается, что внедрение цифровой системы ускорит доступ к государственным сервисам, а также позволит заранее выяснить, не действуют ли в отношении въезжающего какие‑либо ограничения.

Как уточнили в МВД, нововведения не распространяются на граждан Белоруссии, детей младше ­шести лет, сотрудников иностранных диппредставительств и членов их семей, а также на персонал международных организаций, аккредитованных в России. Для экстренных ситуаций при наличии уважительных причин (например, необходимости срочной госпитализации) заявление допустимо направить не позднее чем за четыре часа до въезда в РФ.

Этот эксперимент продлится до 30 июня следующего года, пос­ле чего результаты проанализируют и будет принято решение о внед­рении технологии на постоянной основе.

Читайте также:

Дорога в школу. О проблеме детей-инофонов и условиях для их адаптации

Мероприятие для иностранных граждан «Под крылом Петербурга» провели на территории миграционного центра


#миграционная политика #мигранты #законопроект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7944) от 09.07.2025 под заголовком «Я узнаю тебя по голосу».


Комментарии