Танец — душа народа. В Северной столице прошёл Фестиваль культуры народов Кавказа
Уже на подходе к Дворцу искусств Ленинградской области, где проходил XII Фестиваль культуры народов Кавказа, ощущался праздник. Какая‑то изначальная непридуманная радость, что возникает невольно, неожиданно и не имеет рационального объяснения. Когда любишь и знаешь культуру своего народа, трепетно относишься к чужой. Хотя слово «чужой» здесь вряд ли уместно.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Музыка не может быть чужой, как и танец. Или традиционный узор, украшающий головной убор или жакет. А еще культурам свойственно взаимопроникновение, взаимодополнение, создание общего универсального языка. В петербургской Консерватории учился основоположник профессионального музыкального искусства Азербайджана, автор первой оперы во всем исламском мире и знаменитой оперетты «Аршин мал алан» Узеир Гаджибеков. На императорской сцене пела звезда мировой оперы, неповторимая вердиевская Виолетта армянка Надежда Папаян. Грузинский поэт-романтик и общественный деятель Александр Чавчавадзе родился в Петербурге, переводил на грузинский язык стихотворения Пушкина, был тестем Грибоедова, генерал-лейтенантом русской императорской армии… И подобным примерам нет числа.
Фестиваль дает возможность ознакомиться с самобытной культурой кавказских народов, проживающих в нашем городе, прикоснуться к их традициям и, возможно, научиться чему‑то новому. Экспозиция, развернутая в фойе Дворца искусств, на которой можно было ознакомиться с национальными костюмами, музыкальными инструментами и предметами быта, служила своего рода прологом красочного сценического действа. Особый смысл таился в книжных изданиях, повествующих о культуре и бытовании кавказских народов: незнакомый язык не вызывал отторжения, а естественно дополнял изобразительный ряд. Приложив ладонь к странице, его можно было ощутить тактильно, и, наверное, в этом, на первый взгляд странном, действии заключен некий культурный феномен, когда знание приходит через чувство, через ощущение.
Мастер-классы позволили выучить некоторые элементы кавказских народных танцев, освоить игру на барабане, сделать первые шаги в искусстве ковроткачества, игре на национальных инструментах, письме с орнаментом.
Есть исследования, подчеркивающие значение интонации. Ведь в каждом слове заключено нечто большее, чем оно способно выразить. Смысл слов, сказанных на незнакомом языке, считывается по интонированию, по заключенной в них энергии и экспрессии, по мимике и взгляду говорящего. И есть язык, не ведающий преград, — язык танца. «Танец — это не просто набор красивых движений, — говорил выдающийся советский чеченский артист Махмуд Эсамбаев. — Танец — это душа, выраженная самим народом, суть красоты». Вслушайтесь в эти слова: «душа народа», «суть красоты». В танце заключена и память предков, бережно хранимая национальными коллективами Петербурга, представившими свое искусство.
Тон задавали ведущие — артист музыкального театра «Петербургская оперетта» Керим Магомедов, вышедший на подмостки в образе Аксакала, и его молодой коллега Юсуп Магомедов, имеющий опыт проведения концертных программ на центральных площадках города. Керим Мирзоевич предварял номера чтением стихов и прозаическими строками, воплощая в этот вечер все многообразие различных культур и темпераментов кавказских народов. Каждый из выступивших коллективов достоин отдельных слов, и, пожалуй, более поэтических, нежели в жанре публицистики. Театр адыгского танца «Нарт», народный хореографический ансамбль при представительстве Республики Дагестан в Петербурге «Имамат», ансамбль народного танца «Нарт» при осетинском землячестве Северной столицы и Ленинградской области, ансамбль «Хаят», представители союза творческой молодежи Абхазии, ансамбль грузинского танца «Сихарули» им. Джано Липартелиани, ансамбль армянских танцев «Нрени» и образцовый вокально-хореографический ансамбль азербайджанского народного танца «Чинар» не просто демонстрировали виртуозное мастерство, от которого дух захватывало, но и выражали душу своего народа. В зале, заполненном до предела, не было равнодушных лиц, отсутствующих взглядов, ритмы и колорит народных танцев захватывали зрителей и создавали некое движение — внутреннее и внешнее, как бывает, когда эмоции многих людей вырываются наружу и создают незримый шлейф. А маленькая девочка в легком платьице с прозрачным подолом, не усидев на месте, танцевала в проходе между рядами, не отрывая глаз от сцены, олицетворяя собой то ли музу танца, то ли безграничность танцевального языка во всех его ипостасях.
Нежность и красота струились из уст заслуженной артистки Азербайджана Эльнары Мамедовой и заслуженной артистки Адыгеи Софии Чич. Если звуки музыки вызывали вздохи восхищения, то при выступлении канатоходца в пятом поколении Расула Абакарова из Дагестана дыхание, как и сердце, на какие‑то мгновения замирало. А как радовал слух дудук — национальный инструмент с чарующим звуком, окутывающим пространство, когда вышли на сцену музыканты армянского ансамбля «Ашуг». Участвовали в концерте и специально приглашенные коллективы — хореографический ансамбль «Ритмы века» и музыкальный ансамбль «Казачья доля». А завершил его песней «Город над вольной Невой» лауреат всероссийских конкурсов Роман Лиманский. Цыган по национальности, он поделился с автором этих строк, что организует в Петербурге цыганский театр! А это значит, что культурная палитра нашего города будет еще более красочной и многоликой.
В рамках фестиваля также состоялся «круглый стол» на тему «Культурное наследие Кавказа как фактор межнационального согласия», в котором участвовали эксперты и представители национально-культурных объединений города.
Читайте также:
В Северной столице пройдёт международный музыкальный фестиваль «Земля детей»
Вместе целая страна. Как в Северной столице прошёл VIII бал национальностей?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (8015) от 16.10.2025 под заголовком «Танец — душа народа».





Комментарии