Путь государства-цивилизации: утверж­дена Стратегия национальной политики России до 2036 года

Национальная политика направлена на укрепление единства и целостности страны, сохранение и защиту этнокультурной самобытности ее народов и гармонизацию межнациональных отношений. Предусмотрены развитие культуры этих отношений, защита исторической правды, традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Результатами реализации стратегии должны стать сплоченность народа, укрепление статуса русского языка и снижение количества конфликтов.

Путь государства-цивилизации: утверж­дена Стратегия национальной политики России до 2036 года | ФОТО Scott Graham on Unsplash

ФОТО Scott Graham on Unsplash

Я русский бы выучил…

Документ, который вступит в силу с 1 января, пришел на смену стратегии национальной политики до 2025 года, принятой в 2012‑м, когда мир не был похожим на нынешний, отсюда и различия в старой и новой редакциях. Предыдущую принимали задолго до поправок в Конституцию 2020 года, утвердивших государствообразующий статус русского народа, в ней о роли русского языка и культуры почти ничего не говорилось. А новый документ прямо подчеркивает государствообразующую роль русского народа. Соответственно, сохранению и развитию русской культуры и русского языка — как государственного и языка межнационального общения — уделяется особое внимание.

В разделе «Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в РФ» сформулировано понятие России как самобытного государства-цивилизации, в котором сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность народов благодаря объединяющей роли государствообразующего русского народа и многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию. Современное российское общество, говорится в стратегии, объединено общим цивилизационным кодом, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов России, интегрировании их лучших достижений в единую российскую культуру. А этнокультурное и языковое разнообразие — достояние нации, оно защищается государством.

Россия входит в первую десятку стран по численности населения и является одним из крупнейших многонациональных государств мира: на ее территории проживают представители 194 народов, используются более трехсот языков и наречий, из которых 155 относятся к родным языкам в РФ. Причем, как сказано в документе, «в течение всего периода новейшей истории России число населяющих ее народов остается почти постоянной величиной», что подтверждается итогами всероссийских переписей населения. Например, перепись 2020 года подтвердила, что русские составляют 80,85 % от числа указавших свою национальную принадлежность. А доля владеющих русским языком, по данным переписей 2010 и 2020 годов, сохраняется на уровне 99,4 %.

В стратегии прямо указывается на необходимость поддержки распространения русского языка и укрепление его позиций как одного из официальных языков ООН и других международных организаций, актуальность содействия его изучению в других государствах (прежде всего в странах СНГ, ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС+), говорится также о защите его от дискриминации за рубежом. Спектр инструментов достаточно широк: развитие сети российских культурных центров, совместные с зарубежными учреждениями образования программы по подготовке специалистов по истории и культуре России, стажировки иностранцев в школах и вузах России. Немалая роль отводится международному культурному и гуманитарному сотрудничеству, в том числе приграничному. Поставлены задачи по совершенствованию преподавания русского языка и популяризации использования его молодежью в профессиональной и личной коммуникации (в том числе противодействие излишнему использованию иностранной лексики). Запланированы научные и прикладные исследования. Упомянута федеральная государственная информационная система «Национальный словарный фонд». Предусмотрены перевод на русский язык произведений, созданных на языках народов России, подготовка обучающих программ и продвижение русскоязычных интернет-платформ и онлайн-сервисов. И еще очень многое — проведение фестивалей, конкурсов, выставок, ярмарок, праздников, организация творческих лабораторий, форумов и иных мероприятий, направленных на сохранение и развитие культуры русского народа. Поддержка профессиональных и любительских коллективов народного творчества, обеспечение деятельности научных организаций, писателей и переводчиков русской художественной литературы, развитие домов дружбы, домов народов и прочее, прочее…

Преграды «импортным» конфликтам

При этом современное состояние межнациональных отношений в РФ в стратегии характеризуется как стабильное: «Доля граждан РФ, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей, в 2024 году по итогам социологических опросов составила 75,1 %. Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) стабильно преобладает среди других форм коллективной идентичности (локальной, религиозной, национальной) и в 2025 году превысила 92 %». Более того, с 2012-го по 2025 год в сфере межнациональных (межэтнических) отношений произошли значительные институциональные и структурные изменения, которые способствовали укреплению единства российской нации и стабильности межэтнических отношений.

Национальная политика РФ направлена на укрепление единства многонационального народа и общероссийской гражданской идентичности. А единство и идентичность основываются на целом комплексе важнейших понятий или, лучше сказать, понимания, осознания людьми суверенитета своей страны и ее территориальной целостности, единства прав, свобод, обязанностей и значимости историко-культурного наследия народов, их равных прав на социокультурное развитие, солидарности поколений в развитии общества и защиты Оте­чества, а также приверженности традиционным российским духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям.

Для достижения целей стратегии обществу потребуется решить множество разных задач. Например, заняться формированием у детей и молодежи гражданского самосознания и воспитанием патриотизма. Не менее важна этнокультурная составляющая, связанная с созданием оптимальных условий для использования и развития языков народов РФ, сохранением и популяризацией нематериального национального достояния РФ. Среди важнейших для достижения целей стратегии — недопущение дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающей расовую, национальную, религиозную или социальную ненависть и вражду. И здесь в центре внимания — защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия. Что тоже своего рода новация. В стратегии нацполитики России до 2036 года в качестве угроз упомянуты попытки недружественных стран расколоть российское общество и нарушить его внутреннее единство. И даже признается как факт возникновение очагов межнациональной и меж­религиозной розни с попытками перенести зарубежные конфликты на территорию РФ.

В документе говорится об «участившихся попытках распространения (в том числе отдельными иностранными гражданами и лицами, приобретшими гражданство РФ) идеологий терроризма, экстремизма и неонацизма, русофобских взглядов, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности». Речь об иностранцах, а также некоторой части «новых россиян» — то есть трудовых мигрантах, получивших гражданство РФ в недавние годы его «веерных раздач». В числе проб­лем также «формирование на отдельных территориях несвойственных им мест повышенной концентрации определенных этнических общностей, обусловленное внешними миграционными процессами» (речь, как мы понимаем, о мигрантских анклавах в городах), а также тезис о «нарастающей в международном пространстве русофобии, дискредитации русского языка и культуры, традиционных для России религий, активизация усилий по искажению исторической правды».

В комплексе все эти пункты свидетельствуют о том, что возникающие в российской межнациональной сфере конфликтные ситуации воспринимаются властью уже не как следствие каких‑то внут­ренних социально-экономических проблем или ошибок управления, а как продукт целенаправленного внешнего воздействия. Тут и «формирование предпосылок для возникновения конфликтов на этнической и/или религиозной почве, и распространение в открытых источниках (социальных сетях, мессенджерах) информации, способствующей возникновению таких конфликтов», и противопоставление общероссийской гражданской идентичности идентичности национальной. А также «использование некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в национально-культурной сфере для продвижения интересов иностранных государств и их граждан в ущерб интересам РФ». Еще один пункт, который непременно получит в будущем практическое развитие, касается того, что к деятельности некоторых диаспор государство отныне присмотрится повнимательнее.

При этом не забыто и о совершенствовании механизмов содействия адаптации иностранных граждан к условиям жизни в российском обществе. Например, о создании условий, способствующих успешному освоению мигрантами русского языка и общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития, отправления религиозных обрядов), формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры, приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. А для этого нужна инфраструктура — сеть адаптационных центров. Нужны специальные программы и курсы для трудовых мигрантов. И это общая задача как для органов публичной власти, так и образовательных организаций, привлекающих иностранную рабочую силу работодателей, и институтов гражданского общества.

Вижу цель

С учетом указанных в стратегии внешних и внутренних угроз национальной безопасности страны для реализации национальной политики рассматриваются два возможных сценария — инерционный и целевой. Первый предполагает сохранение текущего состояния межнац­отношений и основных тенденций в сфере нацполитики. Однако в этом случае новые угрозы национальной безопасности России «при недостаточном реагировании на них органов публичной власти и институтов гражданского общества могут оказать негативное влияние на обес­печение внутренней стабильности страны». Иными словами, полыхнуть на межнационально-межконфессиональной почве может от любого триггера, если нам не занять в этом деле активной позиции.

Целевой сценарий основывается на усилении межотраслевой координации и межведомственного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. Он ориентирован на системное, последовательное проведение государственной национальной политики и достижение целевых показателей. К 2036 году уровень общероссийской гражданской идентичности должен составлять не менее 95 %. Доля россиян, положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей в месте своего проживания, не менее 85 %, а удовлетворенных качест­вом обеспечения собственных этнокультурных потребностей не менее 80 %. Доля мероприятий, направленных на популяризацию русской культуры в общем количестве этнокультурных событий, должна составлять не менее половины. Ожидается, что не меньше 90 % россиян отметят «отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной и языковой принадлежности». В отношении выявленных государственной системой мониторинга «инфоповодов» в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций должны быть приняты меры оперативного реагирования со стороны субъектов РФ как минимум в 95 % случаев. При этом доля иностранцев, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в России, будет не менее 70 %. Тогда как доля россиян, допускающих возникновение серьезных конфликтов на национальной почве, не превысит 15 %.

Ожидаемые результаты — сплоченность российской нации, высокая степень гражданского самосознания и солидарности, гармоничное развитие российского общества во всем многообразии его народов, языков и культур, укрепление статуса русского языка, снижение количества конфликтов на национальной и религиозной почве, бесконфликтное состояние межэтнических отношений и повышение уровня общественной безопасности.

Указ «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2036 года» вступит в силу с 1 января 2026 года.

5334894954607742147.jpg

Читайте также:

Визит Владимира Путина в Индию: новый импульс стратегическому партнёрству

Ковер многоцветного фолка. В Петербурге прошёл День культуры финно-угорских народов


#Стратегия развития #Национальная политика #культурные ценности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (8057) от 16.12.2025 под заголовком «Путь государства-цивилизации».


Комментарии