«Невидимок» выводят на свет. Доступ к нашему рынку труда становится сложнее для иностранцев

Последние изменения в российском миграционном законодательстве сделали для иностранцев доступ к нашему рынку труда сложнее и дороже. Однако мигрантам и сегодня выгодно работать в России. Прежде всего из‑за курса рубля — крепкого по отношению к мировым валютам. Подстегивают интерес иностранных граждан к российским вакансиям и быстро растущие в кадрово дефицитных отраслях зарплаты. Ну и нехватка хорошо оплачиваемых рабочих мест у них на родине, конечно.

«Невидимок» выводят на свет. Доступ к нашему рынку труда становится сложнее для иностранцев | ФОТО Кирилла Кухмаря/ТАСС

ФОТО Кирилла Кухмаря/ТАСС

На пути к цифровому профилю

Регулируя миграционные процессы, государство стремится достичь баланса между интересами экономики и безопасностью. Законодательство не столько ужесточают, сколько ликвидируют те имеющиеся в нем прорехи, из‑за которых массовая миграция из «безвизовых» стран на протяжении десятилетий шла практически бесконтрольно, а количество невидимых для влас­тей иностранцев достигло уровня, вызывающего у общества обоснованную тревогу. Весь комплекс нововведений на миграционном поле эффективно выводит «невидимок» на свет, делая их проживание в России в прежнем режиме крайне неудобным или вовсе невозможным. Причем строительство понятной и эффективной системы и ее отладка идут небывалыми темпами.

Напомним, что с 30 июня в нашей стране запущено мобильное приложение для иностранных граждан, с помощью которого они могут подавать заявление о прибытии в Россию, проверять, нет ли ограничений на въезд, и создавать цифровой профиль для получения госуслуг. А уже 9 июля президент России Владимир Путин подписал указ о создании к 30 июня будущего года специального государственного информационного ресурса «Цифровой профиль иностранного гражданина». Судя по опубликованному на портале правовой информации документу, заказчиком и оператором сервиса является МВД РФ, а обмен данными об иностранных гражданах между ведомствами будет происходить через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия либо Государственную систему миграционного учета. Передача иностранцем информации о себе для включения в цифровой профиль через портал «Госуслуги» дело пока добровольное, а вот биометрия обязательна.

Операторы связи с 1 июля начали поэтапно ограничивать услуги для мигрантов, не прошедших регистрацию в Единой биометрической системе. Сначала отключают международную и междугородную связь, через месяц, если биомет­рия так еще и не подтверждена, следует полная блокировка номера. И новой симки без нее также не получить. Это правило действует с января (для покупки SIM-карты необходимы также СНИЛС, учетная запись на госуслугах и IMEI телефона — уникальный 15‑значный номер, который присваивается ­каждому мобильнику при производстве). По информации миграционной службы, более двух миллионов иностранных граждан уже переоформили свои симки по новым правилам. Как поясняют власти, эти меры направлены на борьбу с мошенничеством и нелегальным использованием связи.

Но самый жесткий цифровой контроль за приезжими с 1 сентября введут Москва и Подмосковье. Вдобавок к обычным дактилоскопии, биометрии и регистрации по месту проживания «безвизовых» иностранцев обяжут установить на телефоне специальное мобильное приложение для передачи данных о местоположении абонента. Тех, кто откажется от передачи геолокации, планируют вносить в реестр контролируемых лиц с последующей высылкой. Исключения сделаны только для граждан Белоруссии, дипломатов и детей.

Необходимость введения такой меры столичные власти объясняют ростом криминала: в первом квартале текущего года число преступ­лений, совершенных иностранцами, выросло на 15 %, а количество особо тяжких преступлений увеличилось на 65 %.

Устранить человеческий фактор

По мнению экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, сегодня трудовая миграция в России достигла самого низкого уровня за последнее десятилетие, сократившись по сравнению с 2013 – 2014 годами примерно вдвое — до 3,5 млн человек. При этом свыше 60 % иностранной рабочей силы сосредоточены в московской и петербургской агломерациях. Причем около 85 % приезжих сейчас составляют граждане всего трех стран — Узбекистана, Таджикистана и Киргизии (еще десятилетие назад доля мигрантов из этих республик составляла лишь 20 %). Но даже в этом ­сократившемся варианте количество иностранцев, живущих и работающих в наших городах, незначительным не назовешь. И очень у многих из них серьезные проблемы в плане коммуникации с местным населением.

Владение русским языком — одно из главных условий адаптации мигрантов в России. Однако немалая часть обладателей сертификата об успешной сдаче экзамена на практике и двух слов по‑русски связать не могут. Не говорят на государственном языке РФ не только обладатели патентов, но даже иные новые граждане, получившие российские паспорта год-два назад и раньше.

Когда экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ (обязательный для получения патента, разрешения на временное проживание или вида на жительство) проводился при участии посредников, доля не сдавших его с первой попытки не превышала 3 %. Отстранять от этого дела частный бизнес начали с мая прошлого года по инициативе Минобрнауки. В итоге была выстроена временная модель, в рамках которой тестирование проводилось только на площадках университетов и паспорт­но-визовых сервисов (ПВС) МВД. А в декабре 2024‑го в силу вступил новый федеральный закон, закрепивший такую практику. Перечень уполномоченных на проведение экзаменов 92 государственных учреждений — вузов и ПВС МВД — утвержден распоряжением правительства РФ. Итог: из полумиллиона протестированных за четыре месяца мигрантов 30 % не смогли пройти испытание с первой попытки, причем половина проваливших не справилась с задачей и со второго раза.

Дальше — больше: 28 мая правительство России утвердило разработанные Мин­обрнауки изменения в положение о проведении экзамена по русскому языку как иностранному. В соответствии с этим документом, уже с 10 июля в программе было удвоено количество заданий по аудированию (четыре вместо прежних двух), в два раза вырос банк вопросов, добавлены задания на понимание профессиональной лексики и новые ситуационные задачи, да и сложность аудиоматериалов заметно повысилась. Кроме того, установлен минимальный «проходной балл» для сдающего экзамен иностранца в зависимости от его планов — он хочет лишь патент получить или собирается двигаться в направлении натурализации, чтобы в конце концов стать обладателем паспорта РФ. Нововведения также включают в себя ежемесячное обновление заданий и отказ от размещения экзаменационных вариантов в открытом доступе, как это делалось прежде. Как сообщили в Рособрнадзоре, изменения «направлены на повышение качества языковой подготовки мигрантов и борьбу с фальсификациями результатов тестирования».

Но и это еще не все, анонсировано и совсем уж революционное решение — с 1 января будущего года экзаменовать мигрантов по русскому языку будут исключительно с использованием компьютерных и дистанционных технологий, что, по мнению разработчиков проекта, сделает процесс более удобным и оперативным для тестируемых, позволит им проходить испытания в комфортных для них условиях и в удобное время. Специальная цифровая платформа для этих целей уже создана и сейчас активно тестируется. «Такой подход устраняет человеческий фактор в процессе проведения экзаменов, повышает объективность и прозрачность результатов», — подчеркнули в Рос­обрнадзоре. Совершенно очевидно, что цифровой формат с использованием ИИ существенно уменьшит временные и трудовые затраты на организацию экзаменационного процесса для большого количества трудовых мигрантов — в первую очередь приезжих из Средней Азии.

Зеленый свет вахтовикам

Чтобы несколько упростить путь иностранцев к языковой адаптации, предполагается увеличить срок предоставления сертификата о прохождении экзамена с 30 до ­90 дней — все же за три месяца больше шансов подтянуть русский. Такая возможность содержится в законопроекте, внесенном в Госдуму правительством.

Документ освобождает от экзамена по русскому языку трудовых мигрантов, прибывающих в страну по правительственной квоте из визовых стран — Китая, Индии, Турции и некоторых других. По такой квоте иностранцы трудятся в течение определенного срока, но, как правило, не более года. И не курьерами — они будут задействованы в промышленности, строительстве, горных и ремонтно-монтажных работах. По окончании разрешения на работу работодатель обязан обеспечить выезд иностранного сотрудника из РФ.

Инициатива правительства направлена на упрощение процедуры получения таких разрешений и ускорение процесса привлечения иностранных кадров на российский рынок труда. Законопроект, позволяющий визовым трудовым мигрантам из стран дальнего зарубежья не сдавать тест на знание русского языка, на днях был принят Госдумой в третьем чтении.

О том, что власти делают ставку именно на мигрантов из визовых стран, приезжающих на заработки в Россию по вахтовому принципу и целевому набору, свидетельствуют и цифры: если в 2024 году объем квоты составил 156 тысяч разрешений, то в 2025‑м — уже 235 тысяч. Тут логика понятна: поскольку такие иностранцы живут, как правило, организованно на территории работодателя, трудятся под началом своих прорабов и инженеров и не планируют обживаться в России, то и знать русский им совсем не обязательно (из перечня освобожденных от экзаменов специалистов только исключены профессии, требующие коммуникации с российскими гражданами, — водители, продавцы, медицинские работники). А для экономики страны и, в частности, нашего города их труд очень важен.

По оценкам экспертов, иностранцы из стран ближнего (в большей степени) и дальнего зарубежья составляют до 10 % работающих в промышленной отрасли Петербурга — чуть более 45,5 тысячи человек из 472 тысяч занятых. И это лишь 13 % от всех трудовых мигрантов, работающих в Северной столице. Остальные кто где, но в основном в торговле, ЖКХ, такси и доставке…

Впрочем, при столь низкой безработице, какую мы наблюдаем сейчас (в РФ — 2,3 %, в Петербурге — 1,5 %), от рабочих рук из Средней Азии нам отказываться не стоит, даже если эти руки не кладут кирпичи, а крутят баранку. А значит, правильнее всего научить иностранцев соблюдать законы и нормы, принятые в нашей стране. Ведь в конце концов тем, кто сумеет вписаться в эти нормативные рамки, жить и трудиться в России станет только комфортнее и безопаснее.

photo_5213266342684259580_y.jpg
ПО ДАННЫМ государственных служб статистики этих стран и справочного бюро по народонаселению/ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ

Читайте также:

Из прекрасного далёка. Чем выгодны России трудовые мигранты из дальнего зарубежья?

Дорога в школу. О проблеме детей-инофонов и условиях для их адаптации


#рынок труда #мигранты #миграционная политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7960) от 31.07.2025 под заголовком ««Невидимок» выводят на свет».


Комментарии