Как в Северной столице прошёл первый фестиваль культуры народов Поволжья?

Национальных праздников и фестивалей в Петербурге проходит немало. У некоторых из них многолетняя история и давние симпатии петербургской публики, и зачастую это творческие слеты представителей родственных или похожих культур — например, праздники тюркских или кавказских этносов, народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, славянских и коренных малочисленных Северо-Запада… Прошедший недавно в историческом парке «Россия — моя история» первый фестиваль культуры народов Поволжья оказался особенным. И хотя представлены на нем были народы-соседи, проживающие в землях, прилегающих к берегам великой русской реки, их костюмы, песни, танцы, наречия, характеры в исполнении фольклорных и национальных творческих коллективов Петербурга выглядели и звучали очень по‑разному.

Как в Северной столице прошёл первый фестиваль культуры народов Поволжья? | ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

Из школьного курса по географии все знают, что Волга впадает в Каспийское море. И еще это одна из крупнейших рек на Земле и самая большая по водности, площади бассейна и длине в Европе, а также крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный водоем. Если обратиться к истории, то стоит вспомнить, что некогда Поволжье входило в состав Половецкой степи, Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств, а также Руси. Затем (после завоеваний Ивана IV) последовательно находилось целиком в составе Русского царства, Российской империи, Российской республики и СССР (РСФСР).

Историей и объясняется особенная многонациональность Поволжья. Его культурно-этнический состав — как картинка в калейдоскопе: столь же яркий, многоцветный, динамичный, складывающийся в каждой точке пространства и времени в замысловатые орнаменты. И хотя русские составляют львиную долю населения Поволжья (около 70 %) и преобладают повсеместно, кроме, разве что, Татарстана и Калмыкии, это все равно один из самых многонациональных регионов России, где проживают представители более сотни этносов (причем относящихся к разным языковым семьям и группам). Помимо славян здесь живут финно-угорские народы — мордва (эрзя и мокша), марийцы, удмурты, частично коми; тюркские — татары, башкиры, чуваши, карачаевцы; народы степей — калмыки, потомки ойратских монголов, а еще волжские немцы, евреи, армяне, греки, грузины, азербайджанцы… К наиболее многочисленным коренным народам, проживающим в Среднем Поволжье, на стыке Европы и Азии, относятся русские, татары, немцы, калмыки, казахи, мордва, марийцы, удмурты, чуваши. Мордва, мари, удмурты, коми-зыряне и коми-пермяки входят в финскую группу уральской языковой семьи, а татары, башкиры и чуваши — в тюркскую группу семьи алтайской. И у каждого народа — свои диалекты и говоры…

И сам петербургский фестиваль стал своеобразным калейдоскопом, в котором с полудня и до вечера блистали многогранные таланты — самодеятельные солисты и ансамбли, артисты в возрасте от трех лет до 70+ пели и танцевали, приводя в восторг зрителей своим мастерством, артистизмом и задушевностью исполнения. В репертуаре — как собранный в экспедициях этнографами аутен­тичный фольклор, так и широко известные, любимые народные песни, а также фольклорные, но в современной аранжировке. Частушки и плясовые в стиле рока и рэпа в исполнении модных барышень-тинейджеров звучали весьма актуально и современно.

Концерт — путешествие по регионам Поволжья. Каждая остановка отражает образ земли и индивидуальность народа. Татарстан — «Древняя и молодая земля», Чувашия — «Солнечный узор», Марий Эл — «Край поющих сосен», Удмуртия — «Родниковый край», Мордовия — «Сила земли и духа», Калмыкия — «Степная сага», Башкирия — «Приволье Урала».

Но сначала все же русское. Народный коллектив «Крупеничка» сменяют хор русской песни «Малиновый звон» и ансамбль казачьей песни «Сакма». Мощные голоса заполняют огромное пространство исторического парка до самых сводов, родные песни широко разливаются, будто готовые выплеснуться наружу, за стеклянные стены здания. К которому, надо заметить, все идут и идут новые зрители…

Затем на сцену выплывают нежные и изящные, как тростинки, девушки из ансамбля «Мирас» при одноименном петербургском культурном центре. И оказывается, что даже в небыстром, скромно-сдержанном татарском танце у танцовщиц задействован буквально каждый пальчик, и ты уже не можешь оторвать взгляд от этих трепещущих балетных кистей…

А артисты калмыцкого ансамб­ля «Байн-Цаг», отплясав свою программу, приглашают в круг зрителей, чтобы научить их… тряске. По-калмыцки этот танец называется «Чичирдыг», что дословно переводится как «Тряска». В чередующихся несложных движениях и шагах прячется множест­во важных для калмыков образов: вот юрта в бескрайней степи, всадники на конях, расцветающие весной тюльпаны, ветер. И, конечно же, солнце — очень-очень много солнца…

Впрочем, на звание самого солнечного края претендовала на этот раз Чувашия. «Солнечный узор» — так назывался раздел-остановка музыкального путешествия, посвященный этой республике. Чувашская национально-культурная автономия Петербурга для создания солнечного настроения у зрителей привлекла солидные силы — свой фольклорный ансамбль «Юрату», эстрадно-инструментальный «Иролана» и фольклорный хореографический ансамбль «Кевер».

И еще — дизайнеров. Под всенародно любимые песни «Матушка-земля» и «Я деревенская» в исполнении Дарьи Лобко выплывают красавицы в роскошных вечерних нарядах, созданных по этномотивам. Две коллекции — «Сияние Руси» и «Россия — моя любовь» — представил модный дом «Август» известного петербургского дизайнера Алексея Сычева. Причем обе коллекции продемонстрировали публике настоящие королевы — победительницы конкурсов красоты Центрального района, Петербурга и Ленинградской области, члены чувашского «ЖенСовета».

Звонкие и бойкие тетушки из башкирского фольклорного коллектива «Ирандек» на каждом своем выступлении заряжают весельем, уверенностью и оптимизмом. И пусть башкирский язык в этом зале мало кто понимает, о содержании их песни «Салям» долго гадать не приходится. Причем, даже уйдя со сцены и оказавшись за кулисами праздника, башкирские артистки остаются в центре внимания — так ярки их расшитые бисером костюмы, звонки и витиеваты металлические нагрудные и головные украшения. И костюмы, и украшения участницы «Ирандека» делают своими руками.

Бродила же публика за кулисами не просто так, а со смыслом и пользой. Осматривала выставки (традиционных костюмов, кружева и изделий с художественной росписью по дереву), училась мастерить куклы-обереги, поделки из бересты и бисера. Места за «поделочными» столами редко пустовали.

С удовлетворением осмотрев очередное изделие, восьмилетняя Маша передает куколку на палочке маме, а сама принимается мастерить следующую — из другой ткани.

Мама тянет дочку дальше:

— Ты уже три штуки сделала, зачем еще?

— Бабушке подарю, тете, деду, папе… Еще много надо! Ты что, не видишь, мама, это же Масленица. Пройдет зима, пойдем с ними на праздник.

Мама на всякий случай уточняет у ведущей мастер-класс Марины:

— Это и вправду Масленица?

Можно и так назвать, — улыбается девушка. — Куколки — русские народные. Конкретно вот эти — казачьи обереги. А вообще такие есть практически у каждого народа. Укрась чуть иначе, добавь деталей — и будет тебе кукла другой «национальности».

Похоже, что при всей разности корней и внешних черт общего‑то у нас не меньше, чем различий…

Прямая речь

Директор Дома национальностей Игорь ЖУКОВ:

— Фестиваль народов Поволжья мы провели в Петербурге впервые. В начале лета здесь же, в историческом парке (и также впервые), состоялся фестиваль культуры славянских народов. В начале осени у «Газпром-арены» прогремел фестиваль казачьей культуры — его посетили около восьми тысяч зрителей, еще около 22 тысяч поучаствовали «виртуально», посмотрев трансляцию. В середине октября у нас также прошли фестивали культуры народов Кавказа и финно-угорских народов. А 5 ноября состоится традиционный большой концерт в честь Дня народного единства «Мы вместе», но только уже не в БКЗ «Октябрьский», как было прежде, а в Ледовом дворце. Люди жаловались, что в «Октябрьском» билетов всем желающим не хватает, а в Ледовом восемь тысяч мест, так что теперь, думаю, всем хватит.

У нас разные мероприятия проходят, не только фольклорные. Настоящий фурор вызвал проведенный в Доме национальностей День Африки с дефиле нарядов народов этого континента. На этом празднике курсанты и слушатели петербургских военных училищ исполнили песню «День Победы» на русском языке, а зал им подпевал… В один из дней  у нас проходил вечер сопрано, выступали молодые артисты академии Елены Образцовой, а назавтра была встреча с чемпионом мира по боксу Дмитрием Биволом. Он яркий пример многонациональности нашего народа: мать кореянка, отец молдаванин, родился в Киргизии, на соревнованиях представляет Россию, живет в Петербурге. И очень любит свой город…

У нас много народов. И все вместе они составляют нашу великую страну. Представители разных национальностей живут в нашем городе, но все они при этом — ленинградцы-петербуржцы. Для них очень важно, что здесь сохраняется их родная культура, язык, традиции. Необходима и связь поколений. Когда она прерывается, прерывается история. И все — песни, язык, искусство — уходит в прошлое, забывается, перестает существовать.

Дом национальностей поддерживает многие национально-культурные объединения и их творческие коллективы. Стараемся сделать так, чтобы участвовать в них могли люди разного возраста — пожилые, молодые, дети. Даем возможность артистам проводить репетиции как в самом Доме национальностей, так и на десятках других площадок — оплачиваем такие места по всему городу, благодаря чему наши замечательные коллективы могут заниматься творчеством и создавать прекрасные концертные номера.

5188563000762695528.jpg
ИСТОЧНИК По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. и Википедии/ИНФОГРАФИКА Анны ВАНЕЕВОЙ

Читайте также:

На сцене не бывает границ: история певицы, соединившей две культуры в музыке

Вместе целая страна. Как в Северной столице прошёл VIII бал национальностей?


#фестиваль #культура #народы Поволжья

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (8023) от 28.10.2025 под заголовком «Семейный портрет в исторических интерьерах».


Комментарии