Дорогами фронтовых бригад. В городе на Неве продолжается проект «Народы СССР в освобождении Ленинграда»

В Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда уже третий год продолжается культурно-просветительский проект «Народы СССР в освобождении Ленинграда». На очередной встрече ее участники как будто бы оказались в легендарной полуторке времен войны и отправились в путь вместе с фронтовыми концертными бригадами.

Дорогами фронтовых бригад. В городе на Неве продолжается проект «Народы СССР в освобождении Ленинграда» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Как подчеркнули организаторы вечера, за годы Великой Отечественной войны было создано около четырех тысяч фронтовых театральных трупп. Поднимая боевой дух красноармейцев, в них участвовали артисты самых разных национальностей, многие впоследствии стали выдающимися мастерами культуры.

Героями нынешней встречи стали трое великих артистов военной поры — эстрадный танцовщик Махмуд Эсамбаев, актер театра и кино Ваграм Папазян и мастер разговорного жанра Борис Сичкин. Про них рассказали представители чеченской, армянской и еврейской общин Петербурга.

Когда началась война, Махмуду Эсамбаеву исполнилось шестнадцать лет. Фронтовая концертная бригада, в которой он участвовал, выступала в госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного из таких концертов начался обстрел, недалеко от танцора разор­вался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев нашел в себе силы, чтобы завершить выступление и уйти за кулисы. Там он потерял сознание.

Лечение оказалось непростым. Военный хирург потом заявил юноше, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев смог вернуться на сцену и уже в 1943 году выступал в освобожденном от фашистов Пятигорске… В память о замечательном артисте на импровизированной театральной сцене Музея обороны был исполнен зажигательный чеченский танец.

Актер Ваграм Папазян, которого совершенно справедливо считают одним из лучших исполнителей роли Гамлета на российской сцене, выступал в блокадном Ленинграде на самых разных площадках, — рассказал председатель совета региональной Санкт-Петербургской армянской национальной культурной автономии Карен Мкртчян. — В апреле 1942 года он был ранен во время авианалета, врачи извлекли более сорока мелких осколков

Певица Валентина Рейх, которая в 1943 году вышла замуж за Ваграма Папазяна, участвовала в концертной бригаде, выступавшей на фронте и в госпиталях. Она вспоминала, что чаще всего бойцы просили исполнить народные песни — русские, белорусские, украинские. Широкой известностью пользовались и мелодии, родившиеся уже в военные годы.

Когда в феврале 1943 года, вскоре после прорыва блокады, в Ленинград вернулся Большой драматический театр, режиссер Григорий Козинцев пригласил Ваграма Папазяна на роль короля Лира. Затем он сыграл роль Труффальдино в «Слуге двух господ».

«Я с интересом наблюдала, как интересно заучивал этот большой мастер сцены русский текст: сперва он писал его на больших листах бумаги армянскими буквами, а уже потом начинал произносить вслух, — вспоминала Валентина Папазян-Рейх. — Нередко бывало, что я принималась советовать ему, мы оба увлекались, вспыхивали споры. И никто из нас не обращал внимания на то, что уже начался очередной обстрел».

Увы, до сих пор нет мемориальной доски на доме по 6‑й Советской улице, где жил Ваграм Папазян, хотя решение об этом было принято исполкомом Ленгорсовета еще в конце 1980‑х годов, — посетовал Карен Мкртчян. — Наверное, пришло время вернуться к этому вопросу, ведь такие замечательные артисты, как Папазян, — гордость Ленинграда. Мы надеемся, что музей поможет в увековечении памяти о нем…

Завершился памятный вечер танцевальным номером в исполнении ансамбля песни и танца имени Исаака Дунаевского, действующего в Городском дворце творчества юных. Выступление было посвящено актеру Борису Сичкину, прославившемуся благодаря роли неунывающего куплетиста Бубы Касторского из «Неуловимых мстителей».

За несколько дней до начала войны 19‑летний танцор Борис Сичкин стал участником Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. Ему выдали солдатскую форму для выступлений, но в ней он оказался не на сцене, а в действующей армии. Там вскоре оценили его актерский талант и определили во фронтовую концертную бригаду. Но ему хотелось подвигов, и летом 1943‑го под Курской дугой Сичкин покинул ансамбль и убежал на фронт, стал пулеметчиком.

«О моем побеге было сообщено в политуправление, — вспоминал впоследствии актер. — Вскоре в мою новую часть явились два майора и арестовали меня как дезертира… Я несколько дней находился под арестом, наконец, меня доставили к начальнику политуправления фронта… Генерал спокойно объяснил мне, что… в ансамбле от меня больше толку, чем на передовой. Я вернулся в ансамбль, а дело с военным трибуналом было закрыто».

С фронтовой бригадой Борис Сичкин дошел до Берлина, и он был уже не простым танцором, а любимым артистом. Недаром в его наградном листе значилось: «Исполнитель комических и характерных партий всех танцев ансамбля. Появление его на сцене всегда сопровождается веселым и одобрительным смехом среди бойцов-фронтовиков…».

Артисты фронтовых бригад за годы войны дали более 1 миллиона 350 тысяч концертов в прифронтовых селах, на передовой, в палатах госпиталей и на палубах военных кораблей.

Читайте также:

Счастье стать суворовцем. В Северной столице открылась выставка «Блокадная ласточка»

В Петербурге состоялась XXIII историко-краеведческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград»


#памятный вечер #блокада Ленинграда #Музей обороны и блокады

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7842) от 06.02.2025 под заголовком «Дорогами фронтовых бригад».


Комментарии